Профессиональная компетентность педагога в области художественного образования и эстетического воспитания

План:

1. Профессиональная компетентность педагога в области художественного образования и эстетического воспитания.

2.Виды внеучебной деятельности, ее задачи.

3.Формы и методы внеучебной деятельности по изобразительному искусству.

Литература:

1. Ростовцев Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение, 2000.

2. Пидкасистый И.Н. Педагогика. Книга 1.- М.: ВЛАДОС, 2002 (Диагностика стр. 543).

3. Педагогика начальной школы./ Под ред. И.П. Подласого.- М.: ВЛАДОС, 2000.

1. Профессиональная компетентность педагога в области художественного образования и эстетического воспитания.

Компетентностный подход к содержанию общего образования – новое явление для отечественной дидактики.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для продуктивного воздействия по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующих компетенций, включающих его личностное отношение к предмету деятельности. Эти понятия (компетенция и компетентность) почти синонимичны. Первое чаще применяется для обозначения результата, выражающегося в реальном владении методами, средствами деятельности, и такой формой сочетания знаний, умений и навыков, которые позволяют ставить и достигнуть цели по преобразованию окружающего мира. Владение той или иной образовательной компетенцией предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую совокупность определённых видов деятельности.

Компетентностный подход не отрицает значение знаний, но делает акцент на умениях самостоятельно приобретать, перерабатывать и использовать полученные знания, т.е. существенно не то, что нового узнал, а чему научился. Одной из главных целей личностно-ориентированного обучения является развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе.

Сопереживая и сочувствуя, и к своим переживаниям и чувствам относимся по-человечески, т.е. с учётом их связи с действиями и жизнью других людей. Собственная чувственность существует только через другого человека. Знания, искусство, игровая деятельность на уроках дают возможность усвоить с помощью образов основные понятия взаимопонимания. Искусство становится «дверью» в царство положительных эмоций, добрых слов, чистых чувств. Искусство приглашает на встречу с прекрастным, чтобы научить выражать и проявлять свою любовь. Искусство – язык любви, мостик, невидимой связью соединяющий людей.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (изобразительное искусство )».

-Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

-способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно — просветительской деятельности (ПК-11);

-создает благоприятные условия для развития творческих возможностей каждого ребенка (СК-17);

-способен применять знание теоретических основ и навыки практической деятельности начального художественно-эстетического (в том числе понимать значение эстетики, видеть и отличать красивое от безобразного)(СК-24).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-основные закономерности получения изображений объектов окружающей действительности; (СК-24);

-особенности различных программ по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы (ПК-11), (СК-17);

-терминологию и средства художественной выразительности, применяемые в процессе изобразительной деятельности (ПК-11) (СК-24);

-роль и значение уроков изобразительного искусства в системе эстетического воспитания младших школьников (ПК-11), (ОК-1);

Уметь:

— использовать изобразительную деятельность как средство для эстетического воспитания и художественного образования младших школьников (ПК-11), (СК-17);

— применять на практике педагогические приемы и методы для активизации творческих способностей детей; (ОК-1), (ПК-11);

— самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретного урока изобразительного искусства; (ОК-1);

-разрабатывать структуру проведения урока ИЗО, подбирать к нему необходимый дидактический материал; )(СК-24);

Владеть:

— необходимыми навыками для выполнения реалистических изображений в различных художественных материалах; (СК-24);

— в достаточной степени владеть приемами и методами педагогического рисования (СК-24).

Полноценным и разносторонним может быть художественное воспитание средствами изобразительного искусства лишь тогда, когда оно осуществляется не только на уроках изобразительного искусства, но и во время внеурочных и внеклассных занятиях, на которых учащиеся имеют возможности полнее проявить свои творческие способности в области изобразительного искусства.

2. Виды внеклассной и внешкольной работы.

В современных условиях в соответствии с принятием последнего Федерального Государственного образовательного стандарта начальной школы возрастает роль внеклассной работы в воспитании личности младшего школьника. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно. Оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. В связи с этим возникает необходимость в дифференциации понятия «внеклассная работа», для чего в педагогической литературе и практике используются термины «внеучебная работа» и «внеурочная работа».

Лизинский В.М. пишет, внеклассная работа — это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время. Внеклассная работа — это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой — неотъемлемая часть системы образования. Внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель — это формирование и развитие творческой личности учащегося .

Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы.

Внеклассная работа — система совместной деятельности, содержание которой лежит за рамками образовательной учебной программы начального образования. Внеклассная работа — одно из звеньев процесса воспитания.

Большинство авторов считают, что внеклассная работа — учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана коллективом учителей и учеников на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса (О.В. Джежелей, В.П. Конавалова, Н.Н. Светловская и др.).

Внеклассная работа — организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Л.М. Панчешникова считает, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современной начальной школы.

Внеучебная деятельность по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время. Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углублению знаний программного материала со способными учащимися и учащимися, которым интересно заниматься изобразительным искусством. Внеучебная деятельность — это те внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в ученических коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности учащихся при направляющей роли учителей, классных руководителей. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия на учащихся и является самостоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке.

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными. Понятие «внеклассные» указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий.

В общеобразовательной школе учитель начальных классов, при проведении уроков изобразительного искусства, проводит с детьми и большую внеклассную работу.

Внеклассная работа по изобразительному искусству – это проведение бесед, лекций, докладов, руководство изокружками и факультативами по рисунку, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству; истории искусств, проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, организация школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и детских рисунков), выходов на природу (на стройки, в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения и зарисовок, оформление школы к различным праздникам.

Кружок (по рисунку, живописи, лепке, ДПИ, художественному труду, по работе с природным материалом, дизайн и т.д.)

Экскурсии в музеи, на выставки, в мастерские художников

Беседы, с показами репродукций

Выезды на пленер или выходы однодневные или многодневные

Просмотр кинофильмов

Организация тематических вечеров – концертов о жизни и творчестве художников, скульпторов

Нетрадиционные виды «Поле чудес», «КВН» и т.д. по материалам изобразительного искусства, видам, жанрам и т.д.

Внеклассная работа преследует в основном те же цели и задачи, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

Задача педагога развивать эстетический вкус ребенка и его творческие задатки.

Основные задачи внеклассной работы с младшими школьниками по изобразительному искусству.

1.Осуществлять разностороннее художественно – эстетическое развитие детей различными средствами изобразительного искусства.

2.Развивать интерес и любовь детей к изобразительному искусству, приобщать их к миру прекрасного, через знакомство с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства.

3.Продолжать совершенствовать и развивать те знания, умения и навыки, которыми овладевают школьники на уроках, через работу разными графическими материалами (пастель, уголь) и разными техниками (граттаж, монотипия, объемная бумажная пластика, коллаж и т.д.).

4. Выявлять и развивать художественные способности и таланты детей.

5.Прививать любовь к труду, воспитывать аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе, содействовать всестороннему развитию личности.

Эти задачи могут успешно решаться, если внеклассная работа по эстетическому воспитанию средствами искусства проводится в определенной системе в котором каждое звено тесно связано с другим.

Для успешного руководства внеклассной и внешкольной работой необходимо составить план всех мероприятий при этом необходимо учитывать: время, возрастные особенности учащихся, тематику мероприятий.

3. Формы и методы внеучебной деятельности по изобразительному искусству.

Изокружок. Одной из распространенных форм внеклассной работы являются кружки художественного творчества: по рисунку, живописи, лепке, ДПИ, художественный труд, работа с природными материалами и т.д., но для младших школьников лучше организовать кружок с разными видами деятельности, чтобы дети не уставали от однообразия, не потеряли интерес.

Кружки в начальных классах лучше организовывать с учетом возраста

1. Ученики 1, 2, 3, 4 классов

2. Ученики одной параллели

3. Ученики одного класса

Занятия в кружках являются эффективной формой обучения и особенно воспитания, так как: во – первых, на занятия кружка отводится больше времени; во – вторых, ограниченно количество занимающихся (10 – 15 человек). Поэтому руководитель в процессе занятий легче учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его способности и устремления.

На занятиях кружка рекомендуется шире использовать различные изобразительные материалы: цветные и восковые мелки, пастель, тушь, соус, сангину, уголь, цветную и белую бумагу, глину, пластилин и изобразительные техники: (аппликация, объемной бумажной пластики, коллажа, печатанье, граттаж, монотипия, гризайль, батик).

Руководя работой учащихся, необходимо не ограничиваться только объяснением, надо чаще показывать на практике, как работать кистью, разводить и набирать краску, получать нужные тона и оттенки цвета. Желательно, чтобы сам преподаватель показывал, как нужно работать тем или иным материалом, выполнив в присутствии учащихся этапы работы над постановкой или темой на формате.

К просмотру законченных работ необходимо привлекать учащихся, чтобы они сами отмечали достоинства и недостатки своих работ. Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях кружка нужно отобрать на хранение для выставок, отчетов, демонстраций перед учащимися.

Одновременно с учебной работой ведется и воспитательная работа с учащимися, особенно в период организации и первых занятий. Педагог должен объединять детей в дружный, сплоченный коллектив, живущий общими интересами с едиными творческими устремлениями. Избирают старосту группы или помощника, который будет правой рукой учителя. Он следит за посещаемостью, дисциплиной, порядком.

Изокружок может быть тесно связан с работой кружка «Умелые руки» или уроками труда, тем более для учителей начальных классов. Желательно чтобы в каждой классной комнате был стенд или уголок по искусству или творчеству детей, где учащиеся знакомились бы с репродукциями картин, видами искусства, изделиями ДПИ, со своими лучшими рисунками, поделками из разных материалов.

Лепка. Как известно занятия лепкой относятся к программе по технологии. Хотя в программе Б.М. Неменского и В.С. Кузина этот вид деятельности присутствует. Значит можно организовать кружок лепки.

Занятие лепкой очень важно для эстетического воспитания детей. Так как оно развивает чувство гармонии, пропорции, пространственное представление, творческое воображение, развивает чувствительность пальцев, моторику руки, мелкие мышцы.

В 1 – 2 классах на внеклассных занятиях дети лепят с натуры, по памяти и представлению (воображению) овощи, фрукты, грибы, посуду, рыбок, зверей, героев русских народных сказок.

В 3, 4 классах – лепка различных игрушек, композиций по литературным произведениям «Ворона и лисица», сказкам. Можно сделать цикл занятий по лепке народной игрушки родного края, у нас, филимоновской игрушки.

Экскурсии. Интересным и содержательным видом учебно – воспитательной работы являются экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу. Экскурсии устраивают с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

С учащимися начальной школы можно провести выход на природу, сходить в выставочный зал, в художественный музей, в музей ДПИ. Экскурсии в художественные музеи следует проводить, начиная с 3 класса, когда учащиеся уже подготовлены к восприятию живописных художественных произведений, кроме детских выставок. Например, «Народная игрушка», «Куклы», «Иллюстрации к сказкам» и т. д. Цель экскурсий и материал, с которым предстоит знакомиться учащимся должен быть хорошо продуман учителем. Он должен заранее побывать в музее, определить залы, в которые поведете детей.

Для того, чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к её подготовке. Необходимо на очередном уроке предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с её планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли всё увиденное и услышанное. Если дети что – то не так поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

При выходе на природу – обратить внимание детей на красоту вокруг нас, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту природы, любоваться и радоваться ей. Прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Задача учителя – научить детей видеть и чувствовать в природе гармонию цвета, линий, форм. Кроме того, надо логически и методически увязать с конкретным видом учебных занятий –

— тематическим рисованием «Осень в лесу», «Летняя прогулка»,«Весенний день» и т. д.;

— декоративным рисованием составление узоров на основе растительных форм;

— рисованием с натуры — наброски и зарисовки деревьев, кустарников, пейзажей.

Явления и предметы, наблюдаемые в природе, вызывают у детей более глубокие эстетические переживания, содействуют развитию художественного восприятия.

Ознакомление с народным ДПИ можно связать с краеведением и более близким знакомством с природой своей области. Можно сходить в поход или съездить на экскурсию в места народных художественных промыслов (в деревню Филимоново Одоевского района). Посетить музеи города Тулы, связанные с декоративной обработкой материалов и историей Тульского края.

Музей оружия (резьба, гравировка, сечка, инкрустация).

Музей самоваров.

Музей Тульский пряник (резьба пряничных досок).

Выставочный зал на Красноармейском проспекте 4.

Тульский областной художественный музей.

Тульский кремль.

Беседа. Внеклассные беседы проводятся в том случае, когда затронутая на уроке тема вызвала особый интерес у учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а так же в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал.

Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй – по инициативе педагога.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики закрепляли свои знания, показывали свой кругозор, умение мыслить и анализировать. Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях детям нравится, а что нет и почему. Это дает ему возможность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться более подробно на том, что дети не понимают, в чем они плохо разбираются. Очень важно продумать порядок вопросов и предугадать ответы на них, чтобы умело направить

беседу в нужную учителю сторону. Большое значение в методике проведения бесед об изобразительном искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Беседа должна проходить так, чтобы внимание не ослабевало до конца занятий. Если педагог начнет беседу с автобиографических сведений о художник(ах)-(е), то он рискует с самого начала наскучить ребятам. Поставьте проблему: расскажите о своих детских впечатлениях: начните с близкого и понятного детям и т. д.

Лекции по изобразительному искусству с показом слайдов, репродукций, фильмов и т. д. Используются в среднем звене общеобразовательной школы.

Просмотр видеофильмов, DVD дисков.

Просмотр кинофильмов в последнее время получил распространение в связи с приходом в школу видеотехники и компьютеров. При помощи мультимедийной приставки можно просмотреть любой не только художественный, но и научный фильм или его фрагмент, а компьютер расширил эти возможности до небывалых размеров: можно побывать в любом месте земного шара, посетить любой музей, окунувшись в изучаемую эпоху, ознакомиться с произведениями архитектуры или живописи данного периода.

Тема фильма по изобразительному искусству должна соответствовать программе. Это может быть фильм, посвященный жизни и творчеству художника, искусству целой эпохи или определенному художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся.

Просмотр каждого фильма сопровождается беседой, которую можно провести или перед просмотром или после. Кинофильм так же могут быть посвящены технике изобразительного искусства – графике, скульптуре, живописи, масляной живописи, акварели и т.д.

Возможности кино позволяют показать подробно и методично технику наложения красок в живописи, продемонстрировать процесс длящийся мгновенно, или раскрыть процесс создания скульптуры, живописного полотна или произведения декоративно-прикладного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *