Разновидности досуга и классификация досуговой деятельности

Все многообразие форм досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

по содержанию (познавательные, развлекательные);

по времени (кратковременные, периодические, систематические);

по характеру (пассивные, активные);

по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).

Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Отличным качеством культурного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые места, быть участником важных событий.

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Досуг для человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала личности и общества в целом.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает состояние покоя. Это может быть просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален и содержит лишь зачатки позитивного досуга.

И, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела.

«Развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

 

В наше время запросы и интересы людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

Журнала «Социс» провел исследования о предпочтениях городской молодежи (на примере г. Зеленограда)

Таблица № 1. Предпочтения молодежи по проведению досуга

  Виды досуга Доля

опрошенных

1 2 3
Дома Чтение книг, журналов 54,0
  Просмотр телепередач, видеофильмов;

прослушивание радиопередач, аудиокассет

77,6
  Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) 10,5
  Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.) 11,1
  Сочинение (стихи, проза) 9,7
  Компьютер (игры) 39,7
  Компьютер (программирование, отладка) 19,4
  Спорт, здоровый образ жизни 44,2
  Уход за домашними животными 28,2
  Общение с друзьями 73,6
  Другое 2,8
  Затруднились ответить 1,2
Вне дома Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола) 9,1
  Спортивные секции 27,4
  Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно 33,1
  Курсы иностранных языков 19,6
  Секции и кружки технического творчества 1,2
  Секции и кружки народных промыслов 0,8
  Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. 14,7
  Факультативы при учебных заведениях 6,5
  Посещение библиотеки, читальных залов 14,5
  Посещение кинотеатров 30,0
  Посещение театров 32,3
  Дискотеки 57,3
  Посещение кафе-баров 40,9
  Дача, приусадебное хозяйство 24,2
  Массовые праздники, гулянья 37,1
  Профессиональная ассоциация 3,6
  Политические объединения 2,4
  Общение со сверстниками в клубах свободного посещения 46,4
  Другое 2,6
  Затруднились ответить 2

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию.

Дифференциация досуга по интересам должна дополняться разделением его проведения с учетом различных групп. В возрастном, профессиональном, территориальном отношении современный социум неоднороден, все граждане делятся на группы: сельчане, горожане, учащиеся, занятые в различных сферах народного хозяйства, семейные и несемейные и т. д.

Естественно, что все эти подгруппы отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должны учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом конкретном случае занятия, развлечения, игры.

Как известно, среди наиболее популярных видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру. Удобные формы приобщения к физкультуре и спорту – спортивные клубы, секции, группы здоровья.

Игры занимают «важное» место в жизни молодежи, однако далеко не всем юношам и девушкам присуща высокая игровая культура. Некоторые из них совсем не ориентируются в современных массовых играх, не осознают их ценности для себя, другие же относятся к играм преимущественно созерцательно (сидение у телеэкрана, на трибуне стадиона). Игра, как форма досуга,— дело серьезное. Надо не забывать дорогу к игровым залам, игротекам. Правда, последних еще не так и много, а нужна их широкая сеть, причем нелишним были бы игротеки-клубы. В подобных заведениях (платных и бесплатных) должна царствовать игра: серьезная и смешная, с партнерами и без них, театрализованная и простая. Здесь, кроме того, можно решать забавные задачи, распутывать сложные детективные истории, участвовать в конкурсах эрудитов, потанцевать, выпить чашечку кофе или чаю. Сюда можно прийти как самому, так и с семьей, детьми.

Привлекают молодых досуговые игры, связанные с использованием игровых автоматов и компьютеров.

Можно выделить наиболее привлекательные формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры – зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.

Итак, досуг дает возможность современному человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

Эмпирической основой при анализе тенденций, форм и предпочте­ний досуговой деятельности россиян выступают данные общероссий­ского исследования молодежи, осуществленного РНИС и НП по заказу Министерства образования РФ в конце 2001 г. В опросе с общей вы­боркой 833 человек опрашивались две возрастные когорты: молодежь 16-30 лет и представители поколения их родителей 41-50 лет (кон­трольная группа). Опрос применялся для понимания динамики измене­нии бытового и досугового поведения и жизненных целей россиян. В отчете использованы также результаты тематических репрезентативных общероссийских исследований молодежи, осуществленных РНИ и НП по заказу Госкоммолодежи РФ и московского представительства Фонда им. Эберта в 1997-2000 гг.

По квотной выборке в опросе участвовали рабочие предприятий, шахт и строек: инженерно-техническая интеллигенция и преподаватели вузов, ПТУ, ученые, учителя школ, работники торговли, сферы быто­вых услуг, транспорта и связи, служащие, предприниматели малого и среднего бизнеса, военнослужащие и сотрудники МВД, жители сел и деревень, студенты вузов, безработные. Опрос проводился в 58 поселе­ниях различных типов пропорционально численности населения мега­полисов, областных центров, районных городов и сел в структуре насе­ления России в целом.

Какие виды досуга и отдыха наиболее привлекательны и распро­странены в молодежной среде на сегодняшний день? Какова динамика досуговых предпочтений молодого поколения за последние несколько лет, наблюдаются ли здесь определенные изменения и сдвиги, какой характер они носят? — Такие вопросы задавались респондентам. Резуль­таты исследований приведены в следующих рисунках и таблицах.

Таблица 1.

Формы проведения свободного времени: динамика предпочтений рос­сийской молодежи за последние годы, в %

Форма досуга 1997 2001
Телевидение 55,4 70,6
Современная музыка 36 52,6
Чтение периодики 17,9 52,5
Общение 61,5 50,8
Чтение книг 45,6 50,3
Домашние дела 38,5 49,2
Просто отдых 35,7 34,3
Дискотеки 19,1 32,1
Радио 9,4 32
Театры, концерты 13,5 24,6
Компьютер 11,9 24,4
Кафе, бары 17,1 22,7
Спорт 14,1 20,1
Дополнительные занятия 9,6 14,5
Хобби, увлечения 8,8 12,5
Музеи 5,9 10,4
Клубы, ассоциации 4,6 5,6
Религия 3,2 3,7
Кружки по интересам 2,2 1,5
Политика 0,4 0,4

 

Безусловными лидерами «домашнего» досуга молодежи являются телевидение и другие средства массовой информации, современная му­зыка, чтение. Что касается «внедомашнего» досуга, то здесь на первый план выступает непосредственное общение, контакты с друзьями, свер­стниками, совместные посещения концертов, дискотек, баров, кафе, ночных клубов, то есть активная развлекательная деятельность.

Так, свыше половины юношей и девушек в возрасте до 21 года в свободное время регулярно посещают дискотеки, танцы, ночные клубы и т.п., в то время, как эти же формы активности у молодежи в возрасте 27-30 лет снижаются фактически в пять раз. С возрастом заметно сни­жается приверженность и другим формам внедомашних развлечений: концерты, спектакли и т.п. регулярно посещают 39,1% молодежи до 21 года и всего 11,0% молодежи 27-30 лет.

Тип досуга: молодежь разных возрастов

и поколение «отцов» 40-50 лет, в %

    Тип досуга  
Возраст Домашний Развиваю­щий Социаль­ный
До 21 года 11,9 11,3 76,8
22-26 лет 13,8 22,8 63,4
27-30 лет 24,1 42,1 33,8
41-50 лет 443 38,5 17,2

Анализ показывает смену духовных ориентации с течением вре­мени. Чем люди моложе (и соответственно меньше обременены раз­личными житейскими заботами), тем богаче и полноценнее их досуг. Круг общения, помимо традиционных для населения в целом контактов с родственниками, друзьями и знакомыми, формируется и расширяется за счет других социальных связей.

Не удивительно, что степень удовлетворенности качеством сво­его свободного времени, возможностями отдыхать и общаться у моло­дого поколения заметно выше, чем у их «отцов» (не удовлетворены проведением собственного досуга 40,6% респондентов 41-50 лет и только четвертая часть молодых респондентов в возрасте до 30 лет).

Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшими индикаторами социального самочувствия, серьезно влия­ют на мировосприятие, формируют ощущение выигрыша или проиг­рыша от происходящих в стране реформ.

Однако более активный стиль социальной жизни, практикуемый молодым поколением, часто оказывается сопряжен с рядом сопутст­вующих (не всегда благоприятных) аспектов. Такой образ жизни почти неизбежно влечет за собой большую толерантность молодого поколе­ния россиян к некоторым вредным привычкам, подчас являющимся ор­ганичной частью молодежных субкультур.

Сравним следующие цифры: среди «отцов» убежденных против­ников курения 36,0% в поколении «детей» всего 14,4%; противников наркотиков -96,1 и 76,5% соответственно. И хотя мнения молодых лю­дей и их родителей по поводу употребления крепких алкогольных на­питков сближаются, молодежь по степени терпимости к этому «злу» все же опередила своих родителейпротивников пьянства всего 5,9% среди молодежи и 12,7% в группе 41-50 лет. Часто употребляют креп­кие алкогольные напитки 37,5% молодежи (45,6% — пробовали), в старшем поколении 31,9 и 42,9% соответственно. Самым тревожным является тот факт, что пристрастие к алкоголю, сигаретам, и особенно наркотикам смещается в сторону самых молодых россиян. Например, 5,3% представителей самой младшей молодежной подгруппы заявили, что регулярно употребляют наркотики, и 21,1% пробовали их.

В других возрастных подгруппах молодежи этот показатель в сумме не превыша­ет 7-8%, а в поколении «отцов» знакомых с наркотиками не набирается и 1%).

Расширение и обогащение форм социальной жизни оказывается напрямую связано с наличием средств, чтобы достойно проводить свое свободное время. Поэтому материальная обеспеченность молодого по­коления не может не влиять на тип и качество досуга, на доступность тех или иных его форм. Пол­ноценная социальная жизнь становится доступной и избирается абсо­лютным большинством только при наличии достаточно высоких душе­вых доходов, а недостаточность средств явно ведет к тому, что молодые люди ограничивают спектр своей социальной жизни домашними, не требующими затрат видами досуга.

Многим не доступны театры, выставки, путешествия, круизы, по­ездки за рубеж, многие виды спорта, занятия художественным, при­кладным и научно-техническим творчеством. Но у обеспеченных граж­дан чаще проявляется тяга к азартным формам досуга (казино, тотали­затор).

Но нельзя не отметить, что мировоззрение социально активной части молодежи формируется в русле ценностной системы, отвечаю­щей стандарту жизни гражданина высокоразвитого общества. Это озна­чает, что молодые люди, нацеленные на богатый внедомашний досуг, гораздо чаще ориентируются на постиндустриальные ценности: инте­ресную работу, свободу, яркую индивидуальность. У них более четко выражены либерально-демократические установки, выше уровень ин­дивидуальной ответственности за собственное благополучие, реже про­являет себя привычка к патернализму, более скептично воспринимается уравнительность.

Социально активный досуг как черта определенного стиля жизни стирает поколенческие различия в мировоззрениях «отцов» и «детей», по сути становясь неотъемлемой чертой принадлежности к определен­ному социальному слою.

Тем самым тип досуга, помимо других признаков, становится значимой стратифицирующей характеристикой, одним из главных кри­териев социального статуса.

Образ жизни, мировосприятие, ценностные приоритеты россий­ской молодежи с полноценным богатым досугом показывают, что в со­временной России происходит становление и укрепление новой соци­альной группы, по большинству критериев соответствующей среднему классу западных стран.

Тип и качество досуговой активности становит­ся важнейшим критерием. Однако относительно низкий уровень жизни большинства молодежи сдерживает этот позитивный процесс, препят­ствует становлению в молодежной среде массового среднего класса как опоры осуществляемых рыночных реформ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *