Сочинение на тему нравственный выбор

Что такое нравственный выбор? Попробуем разобраться в смысле этого понятия. По моему мнению, нравственный выбор – это выбор, который человек совершает, опираясь на свои моральные принципы и взгляды на жизнь, на свои убеждения. Каждый человек в своей жизни не раз сталкивается с вопросом: как поступить правильно, по какому пути пойти. Сделанный выбор всегда показывает истинное лицо человека, добрый он или злой, благородный или подлый, мужественный или трусливый.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Т.М. Джафарли, азербайджанского учёного, доктора филологических наук. Из данного текста мы узнали об учителе военного дела Юрии Лелюкове, старшем лейтенанте пограничных войск, который на уроке обнаружил, что держит в руке не учебную, а боевую гранату. Так он «из-за преступной халатности некоторых должностных лиц» оказался в ситуации выбора: погибнуть самому и тем самым спасти жизни детей или выбросить гранату в сторону и подвергнуть риску учеников, находившихся во дворе и в коридоре. Ни секунды не раздумывая, учитель принял, с его точки зрения, «единственное правильное решение» и погиб сам. Об этом говорится в предложениях № 8 и № 9. Такой акт самопожертвования мог совершить только мужественный, ответственный человек, обладающий высокими моральными принципами.

Также для подтверждения своего тезиса, мне хочется привести пример из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор произведения неоднократно показывает нам главного героя в ситуации выбора: присягнуть самозванцу, тем самым сохранив свою жизнь, или, не изменяя офицерской чести, не делать этого и погибнуть; остаться в Оренбурге, тем самым предав любовь, или нарушить воинский долг, но спасти Машу из рук Швабрина; вернуться за Савельичем, попавшим в руки мятежников, или ехать дальше одному в Белогорскую крепость. При любых сложных, на первый взгляд, неразрешимых обстоятельствах Пётр Гринёв всегда делает правильный выбор, проявляя благородство, величие души, верность своим нравственным принципам, решительность и отвагу.

Таким образом, нравственный выбор – это способность человека поступать правильно в разных жизненных ситуациях, согласно своему воспитанию, взглядам, моральным ценностям, при этом человек обязательно должен думать не только о себе, а в первую очередь о людях, которые его окружают. Полагаю, мне удалось объяснить смысл понятия нравственный выбор и приведённые примеры были удачны

(1)На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой. (2)Он привёл её в боевое положение и вдруг, увидев дымок, понял: в его руках не учебная, а боевая граната… (3)До взрыва – это он знал хорошо – оставалось четыре секунды. (4)Выбросить гранату в окно, во двор – на это времени бы хватило. (5)Но за окном, построившись в ряд, вышагивали на обед шестилетки…(6)Выбросить гранату в коридор – но и там из-за нехватки классных помещений шли занятия. (7)А в классе сидело 26 мальчиков и девочек.

(8)И тогда, чтобы спасти ребят, он принял, и это подтвердили позднее эксперты, единственно правильное решение – рванулся в угол, пригнулся и крепко, намертво прижал гранату к своему животу. (9)И в тот же миг взрыв оглушил класс.

(10)Нелепый, трагический случай, произошедший из-за преступной халатности некоторых должностных лиц, стоил жизни молодому человеку, за короткое время работы в средней школе ставшему любимым учителем ребят. (11)Остались без отца шестилетняя Оксана, годовалый Юрасик, вдовой – жена Лариса.

(12)Юрий Лелюков выполнил перед людьми свой высший человеческий долг – пожертвовал собой, чтобы спасти других! (13)Есть ли что-либо более героическое, чем акт такого самопожертвования?

(14)Каждому из нас дана свобода выбора, размышляют журналисты, рассказавшие о Ю. Лелюкове. (15)Выбираем мужественно и трудно, опираясь на свой опыт, опыт других поколений, что жили до нас, думаем, спорим, отстаиваем свою позицию. (16)Этот выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, с самого детства и до последних секунд своей сознательной жизни. (17)Каким он будет, зависит от многих причин: условий, в которых прошла или проходит наша жизнь, от сложившегося характера, от общественных идеалов и ценностей, которые мы предпочли всем другим, от родителей, от друзей, от учителей, от книг, спектаклей, фильмов. (18)От удач и неудач. (19)И мотивы, последствия нашего выбора каждый раз бывают различными. (20)Решения не всегда однозначны. (21)Да и выбирать-то чаще всего приходится не между «или» – «или». (22)Число этих самых «или» порою бывает бесконечным. (23)И всё-таки человек выбирает.

(24)Сделать правильный выбор – это, по существу, испытание наших идейных убеждений, мудрости, способности ориентироваться в сложной связи событий и фактов. (25)Сделать выбор, чтобы начать действовать.

(26)Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых. (27)И от выбора каждого, от его поведения зависят судьбы народов, людей, моя и ваша, читатель, жизнь. (28)И следовательно, такой выбор является показателем того, как мы понимаем и выполняем свой моральный долг перед другими, обществом, чего мы стоим как люди, граждане.

(29)Выбирать правильное решение человеку помогают интуиция и опыт прошедших поколений, советы друзей и собственная практика, своды законов и случайные озарения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *