СОСТАВЛЕНИЕ АННОТАЦИИ
Аннотирование заключается в максимальном сокращении объѐма источника информации при сохранении его основного содержания. Аннотация как вторичный научный жанр представляет собой краткое, обобщенное описание текста книги, статьи. При этом аннотация лишь перечисляет вопросы, освещѐнные в первоисточнике, и не раскрывает самого содержания этих вопросов. Аннотация отвечает на вопрос: «О чѐм говорится в первичном тексте?» Таким образом, аннотация лишь даѐт представление о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте первоисточника, помогая осуществлять поиск и отбор необходимой информации.
Текст аннотации обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи, ставится цель автора, перечисляются основные положения книги (статьи), новая, интересная информация, заключенная в первоисточнике (содержательная характеристика первоисточника); факультативно может приводиться композиция первоисточника. Во второй части указывается адресат первичного текста.
Языковые клише
В книге исследуется (ч т о?)…
Показан (что?)…
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?) …
Статья посвящена…
В монографии дается характеристика (чего?)…
Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как…
В книге анализируется (что?)…
Главное внимание обращается (на что?)…
Используя (что?), автор излагает (что?)…
Отмечается, что…
Подчеркивается, что…
В книге дается (что?)…
Раскрываются (что?)…
Описываются (что?)…
В книге собраны (что?) …
В книгу вошли (что?) …
В сборник включены …
В учебнике изложена …
История совершенствования главного героя…
Веселая повесть известного писателя о …
Краткая характеристика первоисточника
Особое внимание уделяется вопросам (чего?)…
Автор останавливается на следующих вопросах…
Цель статьи — показать…
Цель автора — объяснить (раскрыть)…
Целью статьи является изучение…
Автор ставит целью проанализировать…
В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)…
Показывается (творческий) характер (чего?)…
Устанавливаются критерии (чего?)…
В книге подробно освещаются (что?)…
Характеризуется (что?)…
Рассматривается (что?)…
В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)…
Констатируется, что…
Говорится о…
Автор знакомит читателей с …
В книге представлены (содержатся) …
В книге дается общее понятие …
Пособие представляет собой …
Книга занимает особое место …
Назначение текста
Статья предназначена (для кого?)
Рекомендуется (кому?)
Сборник рассчитан (на кого?)
Предназначается широкого круга читателей…
Для студентов, аспирантов…
Книга заинтересует…
Адресована (кому?) …
Адресуется (кому?) …
Книга представляет интерес для (кого?) …
Стремление заинтересовать читателя
Знакомство с новым романом не оставит равнодушным любителей (знатоков) …
Книга является первым учебным руководством по всему курсу …
Эта книга о том, что было скрыто от чужих глаз …
Еще не так давно талантливейшая писательница была в опале, а редкие публикации ее вещей…
Открыв сегодня эту книгу, вы не сможете отложить ее в сторону, не дочитав до конца…
Призыв прочитать книгу, совет познакомиться с книгой
Буду рад и признателен, если вы, ребята, прочтете эту маленькую книжку …
Если вы еще не знакомы с …, советуем прочитать …
Образцы аннотаций:
1. Д. С. Лихачев — университетские встречи. 16 текстов. — Л65 СПб.: Изд-во СПб ГУП, 2006. — 96 с, 16 с. ил. В сборник вошли 16 текстов, рожденных в ходе научнопедагогического сотрудничества выдающегося деятеля российской науки и культуры, Почетного доктора Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, Почетного гражданина Санкт-Петербурга, академика РАН Дмитрия Сергеевича Лихачева с СПб ГУП в 1992-1999 годах.
В данном составе выступления Д. С. Лихачева публикуются впервые. Размышления ученого о будущем российской культуры, судьбе интеллигенции, гуманитарном образовании, вопросах нравственности по-прежнему остаются актуальными и востребованными обществом. Издание приурочено к 100-летию Д. С. Лихачева. Адресовано широкому кругу читателей.
2. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 400 с. Изложено новое направление управления в современной экономике — информационно-коммуникационный менеджмент. Раскрыты его сущность, генезис, теоретико-методологические и концептуальные основы.
Охарактеризованы методические аспекты инфокомного менеджмента. Инфоком-менеджмент представлен в виде единой концепции управления организациями в информационно-коммуникационной среде экономики, основанной на знаниях. Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям «Менеджмент», «Бизнесинформатика» и специальности «Менеджмент организации». Представляет интерес для ученых и специалистов, разрабатывающих актуальные проблемы менеджмента.
3. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. 2-е изд., перераб. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с. (Серия «Библиотека психолога».) Психология профессионального образовании — новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая закономерности профессионального обучения, воспитания и развития личности, феноменологию профессионального становления, возрастные особенности личности с позиций профессионального образования.
На основе обобщения работ отечественных и зарубежных ученых, а также исследований автора в учебном пособии изложены основные психологические аспекты профессионального образования. Учебное пособие адресовано студентам профессионально-
педагогических специальностей, аспирантам, слушателям курсов повышения психолого-педагогической квалификации, а также педагогам системы начального и среднего профессионального образования.