Стиль художественной литературы

Язык художественной литературы — понятие неоднозначное. Оно включает в себе понятие языка и стиля писателя. Под языком писателя понимаются языковые единицы. Стиль писателя, его художественного произведения — это отражение и реализация в тексте произведения элементов художественного стиля речи, его образной системы.

Язык художественной литературы занимает особое место в литературном языке.

К особенностям стиля художественной литературы относятся:

– единство коммуникативной и эстетической функции;

– многообразие используемых в художественной литературе языковых средств;

– широкое использование стиля фигур и других изобразительно-выразительных средств языка;

– присутствие образа автора, его авторская индивидуальность, его мировосприятие, мировоззрение.

Художественная литература — это особый способ отражения и познания действительности. Стиль художественной литературы — это важнейшее свойство поэтического образного мышления. В художественном произведении выделяются три собственно-речевых плана: авторское повествование, речь персонажей, авторская характеристика героя.

В авторском повествовании образцом литературного языка реализуется нормальный литературный язык. В авторской характеристике персонажей используются экспрессивно и стилистически окрашенные языковые единицы

литературно-разговорной разновидности разговорного стиля речи. Иногда используются просторечные элементы. В речи персонажей могут быть все элементы разговорной речи: литературные и нелитературные.

Понятия литературный язык и язык художественной литературы не являются синонимичными. Понятие литературного языка шире, т.к. оно охватывает реализацию литературного языка не только в области художественной литературы, но и публицистики, науки, государственного управления, производства и т.д. Кроме письменной, существует еще и устная форма литературного языка (язык устных выступлений, докладов и т.д.). В свою очередь, язык художественной литературы может выходить за рамки литературного языка, взаимодействовать с другими разновидностями национального языка. Например, в художественные тексты могут включаться элементы территориальных диалектов и полудиалектов, жаргонизмы и т.д.

При изучении художественных произведений исследователи оперируют таким понятием, как “индивидуальный стиль писателя”. По определению В.В. Виноградова, индивидуальный стиль писателя – это своеобразная, исторически обусловленная, сложная, но представляющая структурное единство система средств и форм словесного выражения в ее развитии.

Языку художественной литературы присущи такие категории, как субъективная модальность, образность, экспрессивность, эмотивность. Это связано с воздействующей, эстетической функцией языка художественных текстов, со спецификой художественного мышления и индивидуально-авторской манерой письма и отражения реальной/ирреальной действительности в произведении.

Художественному стилю присущи метафоричность, образность языковых единиц всех уровней; в нем продуктивны синонимы всех типов, различные стилевые пласты лексики. В художественном стиле значение слова в наибольшей степени определяется целевой установкой автора, жанровыми и композиционными особенностями того художественного произведения, элементом которого это слово является. Во-первых, в контексте литературного произведения слово может приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях. Во-вторых, слово сохраняет свою связь с идейно-эстетической системой конкретного произведения и оценивается адресатом как прекрасное или безобразное, позитивное или негативное, трагическое или комическое.

В других стилях эстетическая функция не имеет такой значимости, как в системе координат художественного произведения (его синтагматических и парадигматических связей). Коммуникативная функция художественного стиля проявляется в том, что информация о художественном мире произведения как бы соединяется с информацией о мире действительном. Эстетическая функция тесно взаимодействует с коммуникативной, что обусловливает эмоциональное воздействие на читателя, создавая эффект соучастия в контексте развертываемых событий.

Эмоциональность и экспрессивность художественного стиля создается при помощи единиц почти всех уровней языковой системы.

Как известно, текст есть единство плана выражения и плана содержания. План содержания текста – это его смысл, а план выражения – «речевая форма, являющаяся способом материального существования текста и, в свою очередь, обладающая известным (системно-языковым) планом содержания».

Художественный текст отличается тем, что в нем реализуются поверхностный и глубинный смыслы. Поверхностный смысл текста – это «актуальное значение речевых средств, употребленных в данном тексте: звуков, звукосочетаний, слов и их форм, предложений». Глубинный смысл – это «обобщенное содержание, не привязанное к отдельным речевым составляющим, но являющееся произведением многочисленных поверхностных смыслов, преломленных в речевой ткани целого текста».

В содержательном плане представляется необходимым различать следующие типы информации в художественном тексте:

· 1) содержательно-фактуальная информация, включающая сообщения о фактах, событиях (обычно выражена языковыми средствами);

· 2) содержательно-концептуальная информация, отражающая индивидуально-авторское понимание действительности (может быть как выраженной, так и не выраженной языковыми средствами);

· 3) содержательно-подтекстовая информация, представляющая собой только скрытый смысл, не выраженный языковыми средствами.

 

Подстили и жанры художественного стиля

1. эпический (прозаический): сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон;

2. лирический (поэтический): стихотворение, ода, басня, сонет, мадригал, эпиграмма, эпитафия, элегия;

3. драматический: драма, комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл.

Жанры эпоса:

· Эпопея – жанр произведения, в котором преобладают исторические события.

· Роман – рукопись большого объема со сложной сюжетной линией. Все внимание обращено к жизни и судьбе персонажей.

· Рассказ – произведение меньшего объема, где описывается жизненный случай героя.

· Повесть – рукопись средних размеров, имеющая черты сюжета романа и рассказа.

Жанры лирики:

· Ода – торжественная песнь.

· Эпиграмма – стихотворение сатирической направленности. Пример: А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».

· Элегия – стихотворение лирической направленности.

· Сонет – стихотворная форма в 14 строк, рифмовка которой имеет строгую систему построения. Примеры данного жанра распространены у Шекспира.

Жанры драматических произведений:

· Комедия – в основе жанра заложен сюжет, который высмеивает социальные пороки.

· Трагедия – произведение, описывающее трагическую судьбу героев, борьбу характеров, отношений.

· Драма – имеет структуру диалога с серьезной сюжетной линией, показывающей персонажей и их драматические отношения друг с другом или с обществом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *