Моторно-осевой подшипник тепловоз 2ТЭ116
Моторно-осевой подшипник представляет собой разъемный из двух половин (вкладышей 3) подшипник скольжения. Материал вкладышей — бронза ОЦС-4-4-17. Подшипник охватывает по всему диаметру шейку оси колесной пары. От проворота вкладыши подшипника удерживаются шпонкой /. Для уменьшения удельных нагрузок в моторно-осевых подшипниках и улучшения условий их работы тяговые электродвигатели (ЭД118А), начиная с тепловоза № 2ТЭ116-061, имеют увеличенную до 290 мм длину вкладышей (рабочая длина 262 мм) и внутреннюю расточку в виде выпуклой внутрь подшипника гиперболы. Разность диаметров гиперболической расточки на краях рабочей поверхности вкладышей и в средней части составляет 1 мм.
Вкладыши накрываются корпусом подшипника 15 и стягиваются четырьмя болтами 22, момент затяжки болтов— 127-145 кгс-м.
Моторно-осевой подшипник:
1 — шпонка; 2— ось колесной пары; 3— вкладыш; 4—направляющие корпуса; 5 — корпус;
6 — прокладка; 7, 19, 22 — болты; 8 — стержень; 9 — ось; 10— рычаг; 11— пружина; 12 — пружинный фиксатор; 13 — крышка; 14, 20, 23 — разрезные шайбы; 15 — корпус подшипника; 16 — польстерный пакет; 17 — пробка; 18 — контровочная проволока; 21 — маслоуказатель
В корпусе подшипника выполнена масляная ванна, имеющая в нижней части отстойник со сливной пробкой 17. Сверху масляная ванна накрыта крышкой 13, укрепленной через паронитовую прокладку четырьмя болтами. Шейка оси 2 через окно во вкладыше смазывается осевым маслом с помощью польстерного устройства, разработанного харьковским заводом «Электротяжмаш».
Польстерный пакет (фитиль) собран из трех пластин тонкошерстного каркасного войлока. Каждая пластина состоит из пяти слоев войлока, между которыми проложена каркасная ткань — пряжа, состоящая из 50% шерсти и 50% штапельно-вискозного полотна. Капиллярность каркасной ткани — 40 мм. Пластины имеют размеры 13X157X190 мм. Польстерный пакет 16 установлен в коробку и закреплен скобами. Основой польстерного устройства является корпус польстера, закрепленный тремя болтами Ml6X45 к бобышкам днища масляной ванны корпуса подшипника, болты законтрены от отворачивания проволокой 18. Концы проволоки не должны выступать выше уровня головок крепежных болтов во избежание зацепления за пластину польстерного пакета. Коробка с польстерный пакетом 16 перемещается в направляющих корпуса 5 и через окно во вкладыше подшипника постоянно поджимается (с усилием 5 кгс) двумя винтовыми пружинами 11 посредством рычага 10, упирающегося на коробку, к шейке оси колесной пары.
Коробка для обеспечения ее перемещения без перекосов и заеданий в направляющих корпуса подпружинена четырьмя пластинчатыми пружинами по две снизу и сверху, задние концы которых прикреплены к коробке заклепками, а передние имеют возможность свободно перемещаться в пазах корпуса коробки при деформации пружин. Рычаг 10 и пружины 11 закреплены на корпусе осью 9 и стержнем 8. Пружины 11 , установленные на оси 9, одним концом упираются в стержень 8, а другим — в рычаг 10, прижимая его к коробке, и далее коробку с фитилем к шейке оси колесной пары. Для удержания рычага в поднятом положении при проведении работ, связанных с выемкой польстерного пакета, на стержень 8 установлен пружинный фиксатор 12, свободный конец которого выполнен такой же длины и конфигурации, что при не опущенном в рабочее положение рычаге 10, он не дает возможности установить крышку 13 масляной ванны моторно-осевого подшипника.
Масляная ванна корпуса подшипника заполняется осевым маслом марок Л, 3 и С в зависимости от времени года и местности эксплуатации тепловоза. Уровень масла контролируется маслоуказателем 21. Дозаправку масла в эксплуатации производят также через отверстие маслоуказателя. Маслоуказатель контролирует только минимально допустимый уровень, а максимальному уровню соответствует уровень масла по нижнюю кромку отверстия маслоуказателя, при этом в ванне находится около 5 л масла. Такая конструкция заправки маслом моторно-осевого подшипника устраняет возможность его переполнения осевым маслом при заправке и перетекании осевого масла в кожух тягового редуктора.