РУЧНЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ПЛОТНИЧНО-СТОЛЯРНЫХ РАБОТ

ВХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Приступая к изучению данной темы, ВАМ необходимо восстановить в памяти (или восполнить) знания из прошлых периодов обучения: с курса «Технологические основы машиностроения»: понятия фреза (6.1).

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

6.1. Машина для строжки деревянных полов.

6.2. Машины для шлифования полов.

Рубанки электрические

 

Рубанки ручные электрические (1.2) (ГОСТ 8306 — 86) предназначены для строгания древесины при изготовлении различных деревянных конструкций.

Электрорубанки изготавливают для работы в условиях умеренного климата: исполнение V, категория 2, класс зашиты II.

Питание электрорубанков осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Наличие двойной изоляции обеспечивает безопасную работу оператора и исключает применение заземления и защитно-отключающего устройства.

Электрорубанок ИЭ-5701Б выпускают двух модификаций: для промышленного и бытового применения. Электрорубанки промышленного применения запрещается включать в осветительную электрическую сеть из – за создания дополнительных радиопомех, превышающих нормы, установленные для бытового оборудования. В электрорубанках для бытового применения в фильтр для подавления радиопомех установлен дополнительный конденсатор.

Рис. 6.1. Электрорубанок ИЭ-5701Б

1 — передняя подвижная опора; 2 — корпус; 3 — механизм регулирования глубины строгания; 4 — дополнительная рукоятка; 5 — электродвигатель; 6 – курок выключателя; 7 — фиксатор; 8 — основная рукоятка; 9 — защитная трубка; 10 — механизм натяжения ремня; 11- нож; 12 — фреза; 13 — ведущий шкив; 14 — вал якоря; 15 — ремень; 16 — вал фрезы; 17 — ведомый шкив.

Конструкция электрорубанка обеспечивает возможность плавного регулирования глубины строгания от 0 до 2 мм с фиксацией установленного положения.

Устройство электрорубанка ИЭ-5701Б (риc. 6.1). Электрорубанок состоит из однофазного коллекторного двигателя, плоскоременной передачи, фрезы (6.1) со вставными плоскими ножами, механизма регулирования глубины строгания, корпуса электрорубанка, рукоятки, передней подвижной опоры, токоподводящего кабеля со штепсельной вилкой.

Корпус электродвигателя крепится к корпусу электрорубанка. Двойная изоляция электрорубанка осуществлена за счет пластмассового корпуса и изоляции вала якоря электродвигателя. Охлаждение электродвигателя происходит за счет засасывания вентилятором воздуха через прорези крышки, прохождения его через электродвигатель и выбрасывания через окна промежуточного щита.

Режущим органом электрорубанка является фреза с двумя плоскими ножами, закрепленными с помощью клина и болтов. Фреза вращается в двух шарикоподшипниках, запрессованных в корпусе и крышке электрорубанка. Вращение фрезы происходит от электродвигателя с помощью ременной передачи. Ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов, соединенных бесконечным ремешком толщиной 2 мм и шириной 15 мм.

Глубина строгания 0 — 2 мм регулируется поворотом дополнительной рукоятки, в результате которого подвижная опора перемещается по направляющим корпуса электрорубанка.

Электродвигатель, основная и дополнительная рукоятки смонтированы на общей плите. Путем перемещения плиты регулировочными винтами осуществляется натяжение приводной ременной передачи. Стрела прогиба ремня должна быть в пределах 2-4 мм.

В основной рукоятке смонтированы выключатель с фиксатором и устройство для подавления радиопомех. Конструкция электрорубанка ИЭ-5708 обеспечивает возможность плавного регулирования глубины строгания от 0 до 3 мм с фиксацией установленного положения и возможность стационарной установки.

Устройство электрорубанка ИЭ-5708 (рис. 6.2) аналогично устройству электрорубанка ИЭ-5701Б. Принцип работы электрорубанков. Вращающий момент от вала электродвигателя через ведущий шкив с помощью ремешка для коноидных передач передается на ведомый шкив, насаженный на вал фрезы, в результате чего фреза получает вращение и выступающими плоскими ножами при поступательном движении электрорубанка вперед производит строгание в полосе захвата, срезая ножами древесину на заданную глубину.

В комплект поставки кроме электрорубанка в сборе входят: щетки — 2 шт., ножи — 4 шт., ремешок и ключ 8×10, отвертка, винт и 2 шайбы, паспорт.

Рис. 6.2. Электрорубанок ИЭ-5708

1- механизм регулирования глубины строгания; 2 — дополнительная рукоятка; 3 — указатель глубины строгания; 4 — корпус; 5 — электродвигатель; 6 — фиксатор; 7 — выключатель; 8 — основная рукоятка; 9 — резиновая трубка; 10 — неподвижная опора (задняя лыжа); 11 -крышка плоскоременном передачи; 12 — ведущий шкив; 13 — ремешок; 14 — механизм натяжения ремешка с натяжным роликом; 15- фреза; 16 -нож; 17 — ведомый шкив; 18 — передняя подвижная опора

Проверка исправности и подготовка электрорубанков к работе. После длительного хранения необходимо проверить состояние коллектора электродвигателя. Для этого необходимо снять крышку электродвигателя со стороны коллектора. При наличии окислов или почернения коллектора необходимо провести чистку:

— проворачивая якорь за лопасти вентилятора электродвигателя, через окна протереть коллектор салфеткой, смоченной в уайт-спирите или бензине, и продуть воздухом;

— если искрение не исчезло, прочистить коллектор шлифовальной бумагой, а затем тщательно продуть сжатым воздухом для удаления токопроводящей пыли;

— закрыть крышку и включить электрорубанок в холостую для приработки щеток в течение 2-3 мин.

При подготовке к работе проверяют:

— соответствие напряжения и частоты тока в сети паспортным данным электрорубанка;

— надежность крепления деталей и затяжки резьбовых соединений (затяжка креплений производится при отключенном от сети электрорубанке;

— состояние изоляции и исправность токоподводящего кабеля;

— четкость работы выключателя путем нескольких повторных включений на холостом ходу;

— плавность вращения фрезы путем проворачивания ее рукой;

— правильность крепления ножей (при правильной заточке и установке лезвия ножей при повороте фрезы должны по всей кромке касаться рабочего ребра линейки, прижатой к неподвижной опоре электрорубанка);

— натяжение ремня (требуемое натяжение устанавливают поворотом натяжного ролика после снятия крышки и ослабления винтов крепления ролика);

— наличие вибрации во время холостых пусков (при вибрации необходимо проверить массу ножей с деталями крепления — разность в массе не должна превышать 0,5 г);

— установку необходимой глубины строгания поворотом дополнительной рукоятки на соответствующее деление шкалы;

— установку (при необходимости) фрезы для снятия фальца, для чего необходимо защитную планку ножевой фрезы повернуть на 180° и зафиксировать.

Если неисправностей не обнаружено, а обнаруженные устранены и произведены регулировочные работы по подготовке к выполнению определенных операций, можно приступать к работе.

 

ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ ! NB !
До начала работы обрабатываемый материал следует очистить от гвоздей и других предметов, удалить посторонние включения и очистить от грязи.

 

Для работы электрорубанка в стационарном положении следует провернуть его на 180° и закрепить с помощью имеющихся в комплекте приспособлений на верстаке или столе.

Приемы и порядок выполнения работ. Подготовленный для строгания материал закрепляют на верстаке. Электрорубанок включают в электросеть штепсельной вилкой и берут правой рукой за основную, а левой — за дополнительную рукоятки. Электродвигатель включается и фиксируется непосредственно перед опусканием электрорубанка на обрабатываемый материал (рис. 6.3, а).

Строгание производится равномерным перемещением электрорубанка вдоль волокон обрабатываемой древесины со скоростью около 3 м/мин. Если ширина обрабатываемой древесины превышает ширину ножей, производится второй и последующие заходы для строгания. При остановке электродвигателя или прекращении вращения фрезы во время работы необходимо выключить электродвигатель и отсоединить электрорубанок от сети штепсельной вилкой и устранить неисправность.

В процессе выполнения работ необходимо следить за исправностью электрорубанка, проверяя наличие искрения в щетках коллектора, степень нагрева корпуса электродвигателя, степень затяжки болтов и других резьбовых соединений, не допускать перегрузки электродвигателя, оберегать от ударов и повреждений, соблюдать правила предохранения кабеля от повреждений, а также требования безопасности труда.

При стационарном использовании электрорубанка (рис. 6.3, б) обрабатываемый материал равномерно перемещается по основанию корпуса и передней опоры к фрезе, при этом материал необходимо держать так, чтобы руки находились не над фрезой. При строгании коротких брусков и в конце строгания длинных следует обязательно пользоваться дополнительным бруском для нажима и продвижения обрабатываемого материала.

 

ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ ! NB !
Работающий должен всегда находиться слева от электрорубанка, а не позади обрабатываемого материала.

Рис. 6.3. Строгание электрорубанком (а, б)

Важным условием для обеспечения нормального строгания древесины является заточка ножей. Заточка производится только по задней поверхности ножа на угол 40°±2°, не допуская перегрева (6.2). Для продления срока службы ножа нужно при заточке снимать минимально необходимый слой металла. Режущие кромки ножей должны быть прямыми и острыми.

После окончания работ электрорубанок отключают от сети штепсельной вилкой, очищают от стружки и пыли, токоподводящий кабель протирают ветошью, весь комплект укладывают в футляр.

Меры безопасности при выполнении работ. Наличие в электрорубанке вращающихся острых ножей и электрооборудования требуют строгого соблюдения требований безопасности труда. Нарушение инструкций и правил эксплуатации может привести к авариям и несчастным случаям.

В процессе работы электрорубанком необходимо соблюдать следующие правила:

— следить за исправностью изоляции токоподводящего кабеля и надежностью присоединения его концов к выключателю;

— регулировать, заменять ножи и устранять неисправности можно только после отключения электрорубанка от питающей сети штепсельной вилкой;

— во время перерыва в работе, при переносе с одного места на другое, по окончании работы или смены отключать электрорубанок от сети;

— не допускать перекручивания кабеля, а также прокладывания кабеля через подъездные пути и в местах складирования материалов, в крайнем случае, кабель необходимо надежно защитить от повреждения, подвесив его или накрыв досками;

— не допускать натяжения кабеля при работе или переходе с электрорубанком с одного места на другое;

— не допускать перегрева корпуса электродвигателя свыше 60°С;

— при перерыве подачи тока или заклинивании движущихся деталей во время работы электрорубанок должен быть отключен от сети;

— включать электрорубанок следует непосредственно перед началом работы;

— материал, предназначенный для строгания, должен быть надежно закреплен;

— при стационарном использовании электрорубанка обрабатываемый материал следует держать так, чтобы руки не находились над фрезой;

— при строгании коротких брусьев следует обязательно пользоваться дополнительным бруском дерева для нажима и подталкивания материала, при этом работающий должен всегда находиться слева от электрорубанка, а не позади обрабатываемого материала.

Правилами безопасности запрещается:

— производить работу электрорубанком в помещениях со взрывоопасной, а также с химически активной средой, разрушающей металлы и изоляцию, в условиях капель и брызг, а также на открытых площадках во время дождя и снегопада;

— заземлять электрорубанок;

— оставлять без надзора электрорубанок, присоединенный к питающей сети;

— передавать электрорубанок для работы (хотя бы временно) другим лицам, не имеющим права пользования им, разбирать его и своими силами ремонтировать;

— непосредственное соприкосновение кабеля с горячими и масляными поверхностями.

Эксплуатация электрорубанка запрещается при возникновении во время работы хотя бы одной из следующих неисправностей:

— повреждения штепсельной вилки, кабеля или его защитной трубки;

— повреждения крышки щеткодержателя;

— нечеткой работы выключателя;

— искрения щеток на коллекторе, сопровождающееся появлением кругового огня на его поверхности;

— появления дыма или запаха, характерного для горящей изоляции;

— появления повышенного шума, стука, вибрации;

— поломки или появления трещин в корпусных деталях, рукоятке;

— повреждения ножей.

Для соблюдения гигиенических норм уровней шума на рабочем месте организации, эксплуатирующие электрорубанок, должны применять средства строительной и технической акустики.

При отсутствии таких средств следует применять средства индивидуальной зашиты, если продолжительность работы электрорубанка превышает 1 ч в смену. Корректированный уровень звуковой мощности электрорубанка с учетом коэффициента внутрисменного использования отвечает требованиям ГОСТ 12.1.003-83. Уровень вибрации электрорубанка значительно ниже допустимого по ГОСТ 17770-86.

Машина для строжки деревянных полов

Машина для строжки деревянных полов СО-97 (ТУ 22-2993-74) предназначена для механизированной строжки деревянных полов вдоль волокон с максимальной глубиной строгания до 3 мм.

Питание машины для строжки полов осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц с глухо заземленной нейтралью через штепсельное соединение ИЭ-9901А — 12 с защитным заземляющим контактом.

Рис. 6.4. Машина для строжки деревянных полов СО — 97

1 — передний ролик: 2 — ножевой барабан; 3 — нож с креплением; 4 — корпус; 5 – рым — болт; 6 — сухарь; 7 — свободное пространство; 8 — винт; 9 — нож; 10 — ползун с винтом; 11 — бол регулировки натяжения ремней; 12 — ремни клиноременной передачи; 13 — электродвигатель; 14 — блок подключения электродвигателя; 15 — рукоятка винтового механизма; 16 — кнопочный пост управления; 17 — гайка регулирования глубины строгания; 18 -рукоятка; 19 — стойка; 20 — токоподводящий кабель; 21 — штепсельное соединение: 22 — тяга: 23 — пружина; 24 — гайка; 25 — заднее колесо; 26 – траверса.

Работа с использованием машины для строжки полов разрешается только в диэлектрических перчатках и галошах при наличии надежного защитного заземления машины.

Устройство машины (рис. 6.4). Машина для строжки полов состоит из корпуса, ножевого барабана, электродвигателя, ограждения, узла управления, ходовых колес и токоподводящего кабеля со штепсельным соединением.

Корпус машины представляет собой деталь коробчатой формы со специальной полостью для установки, ножевого барабана и отверстием в задней части для выброса стружки.

Ножевой барабан выполнен в виде цилиндра с пазами типа «ласточкин хвост», в котором с помощью винтов и сухарей трапецеидальной формы крепятся ножи. Ножевой барабан укреплен со сдвигом вправо и позволяет производить обработку пола на близком расстоянии от стены. На левом конце оси ножевого барабана установлен вентилятор для выброса стружки.

Асинхронный трехфазный электродвигатель с короткозамкнутым ротором в отдельном корпусе размещен в верхней части машины и вращается в двух шарикоподшипниках.

Клиноременная передача состоит из двух шкивов, насаженных на валы электродвигателя и ножевого барабана, и двух клиновидных ремней. Клиноременная передача закрыта кожухом. Подвижное болтовое соединение корпуса электродвигателя с корпусом машины позволяет производить регулировку натяжения клиноременной передачи.

Узел управления имеет стойку с двумя рукоятками для перемещения машины, устройство для регулирования глубины строгания и быстрого вывода барабана из зоны резания.

Глубина строгания регулируется поднятием и опусканием задних колес, установленных на траверсе. Траверса перемещается тягой, с помощью, закрепленной на ней в верхней части стойки с гайкой. Тяга опирается на пружину, расположенную внутри стойки. Сила натяжения пружины регулируется гайкой, расположенной в нижней части тяги.

При вращении верхней гайки и сжатии пружины траверса вместе с задними колесами поднимается, а зазор (6.3) между ножевым барабаном и полом сокращается, увеличивая глубину резания. И, наоборот, при ослаблении пружины опускаются задние колеса, а ножевой барабан поднимается выше по отношению к полу.

Быстрый вывод ножевого барабана из зоны резания (3.4) осуществляется рукояткой винтового механизма, связанного с тягой. Рукоятка винтового механизма помещается в верхней части стойки.

Пуск и остановка электродвигателя производятся магнитным пускателем с помощью кнопочного поста управления, закрепленного в верхней части стойки.

Принцип работы машины. Включением электродвигателя в сеть крутящий момент через клиноременную передачу передастся ножевому барабану. Поступательное движение машины и вращение ножевого барабана с укрепленными на нем ножами производят продольное строгание полосы пола шириной 275-310 мм методом срезания дерева на глубину до 3 мм и выброс стружки за счет вихревого потока воздуха, создаваемого лопастями вентилятора.

Проверка исправности и подготовка машины к работе. После протирки поверхностей машины устанавливают ножи режущей кромкой наружу, а затем проверяют ее исправность. При подготовке машины к работе проверяют:

— наличие консистентной смазки в подшипниках, винтовом соединении механизма подъема и осей траверс, целость уплотняющих элементов подшипников;

— надежность крепления деталей и затяжки резьбовых соединений;

— исправность изоляции токоведущего кабеля и штепсельного соединения;

— соответствие напряжения и частоты тока в сети паспортным данным машины;

— четкость работы кнопок поста управления работой электродвигателя холостым пуском при поднятом ножевом барабане;

— наличие посторонних стуков и шумов во время холостого опробования машины;

— работу механизма подъема и опускания ножевого барабана;

— натяжение ремня клиноременной передачи.

Перед началом работы необходимо проверить надежность и правильность установки ножей. Для этого машину опрокидывают для обеспечения свободного доступа к ножам, устанавливают внутрь паза сухарь, затем отвинчивают три упорных винта и опускают ползун для подъема ножей в гнезде. Отвернув винты, вставляют ножи режущей кромкой в сторону переднего ролика и слегка поднимают нож сухарем с помощью упорных винтов. Возвышение режущей кромки ножей над барабаном не должно превышать 3 мм. После выверки ножи крепят наглухо. На надежность крепления ножей следует обращать особое внимание, так как слабое крепление ножей может привести к аварии и поломке машины.

Хорошая работа машины зависит и от правильной регулировки положения ножевого барабана. Для этого рукоятку винтового механизма ставят в рабочее положение и переводят гайку натяжения пружины тяги в крайнее нижнее положение. К середине переднего ролика и поочередно к задним роликам прикладывают линейку. Вращая верхнюю гайку на стойке управления, добиваются, чтобы передний и задний ролики и режущая кромка ножа касались линейки. После перевода рукоятки винтового механизма в транспортное положение нижней гайкой регулирования следует поджать пружину до 80 — 82 мм.

Если неисправностей не обнаружено, а обнаруженные устранены и выполнены необходимые регулировочные работы, можно приступать к работе.

Приемы и порядок выполнения работ. Перед выполнением работ надевают перчатки и защитные галоши. Машину для строжки полов через штепсельное соединение подключают к сети трехфазного переменного тока. Перед включением электродвигателя проверяют положение рукоятки винтового механизма, она должна быть в крайнем левом положении. Машину устанавливают перед собой так, чтобы она заняла устойчивое положение, при этом левую руку кладут на левую рукоятку, а правой нажимают на кнопку «Вкл.».

Приведя во вращение ножевой барабан, машину ставят в исходное положение для строгания и правой рукой поворачивают рукоятку винтового механизма по часовой стрелке до упора, при этом ножевой барабан опустится вниз, а затем той же рукой, поворачивая верхнюю гайку, устанавливают нужную глубину строгания.

Взявшись двумя руками за ручки управления, машину плавно продвигают вперед по поверхности, подлежащей обработке.

Обработку пола производят прямыми полосами, перекрывая каждый раз предыдущую полосу на 50 — 100 мм. Для предотвращения выкрашивания древесины дощатый пол строгают вдоль волокон.

Обратное продвижение машины для нового захода осуществляют при поднятом ножевом барабане. Для быстрого отвода ножевого барабана от обрабатываемой поверхности в верхнее положение без нарушения установленной глубины строгания необходимо рукоятку винтового механизма отвести в крайнее левое положение.

При правильной установке ножей и регулировке ножевого барабана получается гладкая, ровная поверхность пола с едва заметными желобками поперек полосы строгания. Чем медленнее продвигается машина при строжке пола, тем желобки будут меньше и малозаметные. Во время выполнения работ нельзя касаться руками одновременно металлических предметов (трубопроводов, радиаторов и т. п.) и самой машины.

При необходимости работы машиной на другом этаже ее переносят вчетвером, держа ее за рукоятки и железный пруток, продетый через рым-болт.

После окончания работ машину отключают от сети штепсельным соединением, очищают от стружки и пыли, токоподводящий кабель протирают ветошью и аккуратно сматывают, весь комплект сдают на хранение.

На рабочем месте также наводят порядок: стружки и мусор убирают в установленное для этого место.

ВОПРОС 1.1. Как строгают дощатый пол?

  1. Вдоль волокон. 2. Поперек волокон. 3. В независимости от направления волокон.

 

ОТВЕТ: 1

Адрес

ответа

Блок 3

ВЫ ПРАВЫ, Машина для строжки деревянных полов предназначена для механизированной строжки деревянных полов вдоль волокон с максимальной глубиной строгания до 3 мм.

Поверніться до теми

ОТВЕТ: 2

Адрес

ответа

Блок 3

ВАШ ответ НЕВЕРЕН, при строжке деревянных полов поперек волокон будут возникать задиры и сколы дерева.

Поверніться до теми

ОТВЕТ3

Адрес

ответа

Блок 3

 

ВЫ НЕ ПРАВЫ, при строжке деревянных полов поперек волокон будут возникать задиры и сколы дерева, поэтому строжка должна производиться только вдоль волокон.

Поверніться до теми

 

Меры безопасности при выполнении работ. Наличие в машине для строжки полов вращающегося оборудования и использование для работы переменного трехфазного электрического тока напряжением 380 В требуют строгого соблюдения требований безопасности труда.

Работать с машиной без диэлектрических перчаток и галош и без надежного защитного заземления машины запрещается.

Подключать машину к питающей сети можно только с помощью штепсельного соединения, имеющего защитный заземляющий контакт.

Для защиты от коротких замыканий необходимо применять предохранители, номинальный ток плавкой вставки которых не более 15 А.

Для обеспечения безопасности труда перед началом работ следует проверить:

— исправность цепи зануления машины;

— отсутствие замыкания на корпус;

— исправность заземляющего устройства;

— исправность изоляции токоведущего кабеля;

— целостность диэлектрических перчаток и галош;

— правильность подключения нулевого защитного провода токоведущего кабеля к нулю питающего пункта;

— свободный ход толкателей кнопок поста управления;

— затяжку резьбовых соединений;

— надежность крепления ножей.

Во время работы с машиной не допускаются:

— скручивание, перегибы, натяжение кабеля;

— попадание кабеля под колеса и в рабочий орган машины;

— попадание пыли и влаги в штепсельное соединение;

— скопление пыли и грязи на кнопочных пускателях и в полости между резиновым протектором и пластмассовым корпусом поста управления машины.

При перерывах в работе, ремонте, прекращении подачи электроэнергии машину следует отключить от сети, для чего необходимо нажать кнопку «Стоп» кнопочного поста управления машины, а затем отключить вилку токоподводящего кабеля от источника электроэнергии.

В процессе выполнения работ запрещается:

— устранять неисправности во время работы машины;

— работать на машине при снятом защитном кожухе;

— строжка загрязненных полов, а также полов, имеющих гвозди и другие металлические включения.

 

ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ ! NB !
Так как уровень шумовой характеристики машины превышает установленные гигиенические нормы, длительность работы на ней допускается не более 4 ч в смену.

 

Техническое обслуживание и смазывание машины проводится с целью поддержания машины для строжки полов в технической исправности и готовности к работе.

Машины для шлифования полов

Машина для шлифования деревянных полов СО-155 (ГОСТ 22723-77) предназначена для шлифования паркетных и других деревянных полов после предварительной строжки, а также для снятия мастики и старых лакокрасочных покрытий при ремонте деревянных полов.

Машина выпускается в двух исполнениях:

СО-155 — для работы от однофазной и трехфазной сети — унифицированная;

СО-155.1 -для работы от трехфазной сети.

Наиболее широкое применение получила машина СО-155.

Машина для шлифования деревянных полов обеспечивает нормальную работу в условиях умеренного климата: исполнение V, категория 4, класс защиты 1.

Работа с машиной разрешается только в диэлектрических перчатках и галошах при наличии надежного заземления машины. Подключение машины в сеть производится только при помощи штепсельного соединения, имеющего заземляющий контакт.

Устройство машины (рис. 6.5). Машина для шлифования деревянных полов состоит из корпуса, шлифовального барабана, электродвигателя, клиноременной передачи, вентилятора, механизма управления, ходовых колес, передней крышки и электрооборудования.

Корпус машины представляет собой отливку коробчатой формы со всасывающим патрубком и улиткой вентилятора, выполненной из алюминиевого сплава. На корпусе установлены все сборочные единицы машины.

Рабочим органом машины является шлифовальный барабан. Он консольно закреплен на конусной части вала. Покрытие наружной цилиндрической поверхности шлифовального барабана выполнено из губчатой резины и обеспечивает плотное прилегание шлифовального материала к обрабатываемому полу по всей ширине.

Рис. 6.5. Машина для шлифования полов СО-155

1 — переносной электрошкаф; 2 — кронштейн; 3 — стойка; 4 -муфта (6.4); 5 -тяга; 6 — токоподводящий кабель; 7 — ручки управления движения; 8 — рукоятка подъема и опускания барабана с фиксатором; 9 — электрооборудование; 10 — мешок пылесборник; 11 — гайка регулирования давления барабана на обрабатываемую поверхность; 12 — ограждение; 13 — электродвигатель; 14 — винт регулировки натяжения ремня; 15 — рукоятка для переноса машины; 16 – передняя крышка; 17 — зажимные валики; 18 — шлифовальный барабан; 19 — ходовые колеса; 20 — вентилятор с ремнем и натяжным роликом; 21 — корпус; 22 — заднее колесо.

Натяжение шлифовальной шкурки регулируется зажимными валиками, установленными на барабане.

Асинхронный однофазный электродвигатель установлен на специальной платформе, шарнирно соединенной с корпусом. На конце вала ротора имеется шкив для передачи с помощью клиновидных ремней вращения шлифовальному барабану и вентилятору.

Натяжение ремней клиноременной передачи осуществляется поворотом платформы электродвигателя с помощью винта. Клиноременная передача закрыта литым ограждением.

Вентилятор для удаления древесной пыли из рабочей зоны в мешок-пылесборник установлен в специальной полости корпуса.

Управление машиной осуществляется с помощью рукоятки, укрепленной на стойке. На рукоятке смонтированы переключатель, тяга для опускания и подъема рабочего барабана и патрубок с пылесборником.

Ходовые колеса установлены на эксцентрике и оси, которые крепятся к кронштейну болтом и гайкой. Заднее колесо рояльного типа установлено в кронштейне и крепится к корпусу болтами.

Передняя крышка ограждает шлифовальный барабан и предохраняет стены от возможных касаний вращающегося барабана. Для этих же целей служат укрепленные на крышке ограничительный ролик и амортизатор из мягкой рельефной резины. Передняя крышка для доступа к барабану откидывается. В крайних положениях она фиксируется пружиной.

В однофазную сеть напряжением 220 В и частотой 50 Гц машина подключается через преобразователь числа фаз, смонтированный в корпусе переносного электрошкафа, через штепсельное соединение и штепсельные разъемы.

Включение и отключение электродвигателя производится с помощью пакетного выключателя, имеющего кнопки «Пуск» и «Стоп» и автоматический выключатель с тепловой защитой.

Электрическая схема машины СО-155 обеспечивает защиту от коротких замыканий, перегрузки, дистанционного пуска, недопустимой продолжительности включения пусковых конденсаторов, а также нулевую блокировку.

Принцип работы машины. При нажиме на кнопку «Пуск» и включении автоматического выключателя электрический ток приводит во вращение ротор электродвигателя, на валу которого укреплен шкив клиноременной передачи. Крутящий момент электродвигателя передается через клиноременную передачу на шкивы валов шлифовального барабана и вентилятора. Вращение прижатого к полу барабана со шлифовальной шкуркой при поступательном движении машины обрабатывает неровности и шлифует поверхность пола. Вентилятор отсасывает образовавшуюся древесную или другую пыль в мешок-пылесборник.

Проверка исправности и подготовка машины к работе. Полученную машину необходимо собрать в такой последовательности:

— установить резиновое кольцо в отверстие корпуса в месте крепления стойки;

— установить и закрепить болтами стойку механизма управления;

— вывинтить гайку поворота электродвигателя до упора в ограничитель;

— соединить концы тяги в стойке муфтой;

— на патрубок стойки надеть мешок-пылесборник и плотно затянуть его тесьмой так, чтобы выходное отверстие патрубка было свободным.

 

ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ ! NB !
Хорошая работа шлифовальной машины зависит от правильного закрепления на поверхности барабана шлифовальной шкурки и регулировки положения ходовых колес и барабана относительно обрабатываемой поверхности.

 

Для шлифования применяется шкурка на саржевой основе средней и мелкой зернистости, средней твердости. Для закрепления шкурки следует поднять переднюю крышку машины и ключами повернуть зажимные валики барабана так, чтобы их лыски находились друг против друга. Один конец шлифовальной шкурки заправляется в паз барабана на % его глубины. Вращая барабан, обтягивают его шкуркой и второй коней заправляют в паз второго валика.

Одновременно поворотом валиков навстречу друг другу ключами шлифовальную шкурку натягивают и закрепляют не менее чем на четверть оборота. Для лучшего крепления шкурки рекомендуется проложить между валиками полоску фибры или картона шириной 25 мм, равную длине барабана. Применять металлические прокладки и работать с неплотно натянутой шкуркой запрещается.

Для регулировки положения шлифовального барабана рукоятку поднимают в крайнее верхнее положение и регулируют тягу муфтой таким образом, чтобы в нерабочем положении зазор между барабаном и обрабатываемой поверхностью составлял 6 — 10 мм.

Регулировку передних ходовых колес производят на перевернутой вверх колесами машине. Регулировкой необходимо обеспечить параллельность шлифовального барабана относительно пола. Высоту передних ходовых колес регулируют на одном колесе с помощью болта, крепящего кронштейн, и поворота эксцентрика ключом для затяжки шлифовальной шкурки. При этом достигается установка колеса на одинаковую высоту с нерегулируемым колесом. В установленном положении производят затяжку крепления колеса болтом, расположенным на оси колеса.

Если перечисленных выше неисправностей в машине не обнаружено, а обнаруженные устранены и выполнены необходимые регулировки, можно приступать к работе. Приемы и порядок выполнения работ. Перед началом работы следует тщательно очистить пол от металлических предметов, строительного мусора и грязи, выступающие гвозди необходимо удалить или утопить в деревянное покрытие.

Перед включением машины в сеть необходимо поднять шлифовальный барабан, для чего рукоятку поднимают вверх и ставят на фиксатор. Подключают машину к сети через специальный переносный электрошкаф с помощью штепсельного соединения. После подключения машины к электросети следует опробовать четкость работы выключателей и исправность электродвигателя путем 2-3 пробных включений при поднятом барабане. При пробных включениях проверяют направление вращения барабана. Оно должно совпадать с направлением стрелки на ограждении клиноременной передачи.

Для выполнения работ машину берут руками за рукоятки, включают электродвигатель нажатием на кнопку «Пуск», машину выводят на исходную позицию, где шлифовальный барабан медленно опускается в рабочее положение, и, продвигая машину вперед, производят обработку поверхности пола прямыми полосами с небольшим перекрытием предыдущей полосы. Необработанные торцы полос обрабатывают дополнительным прохождением машины около стен. При остановках в работе шлифовальный барабан поднимают.

Для требуемой чистоты обработки поверхности пола и полного использования шлифовальной шкурки постоянно регулируют давление шлифовального барабана на обрабатываемую поверхность.

Давление регулируется специальной гайкой посредством пружины сжатия и тяги механизма управления. Максимальное давление достигается отвинчиванием гайки до упора в ограничитель. Работа без ограничителя запрещена.

Чистовое и обдирочное шлифование поверхности производят при небольшом давлении. При износе или засаливании шкурки давление барабана на обрабатываемую поверхность следует увеличить.

В период эксплуатации машины следует периодически контролировать и регулировать натяжение ремней клиноременной передачи от электродвигателя к барабану при отключенной от сети машине. При нормально натянутом ремне его прогиб при усилии нажатия 40 Н (4 кг) составляет 15 — 22 мм.

В процессе работы необходимо следить, чтобы электрический кабель не попадал под шлифовальный барабан и ходовые колеса, а мешок-пылесборник не переполнялся более чем на 1/2 объема. Стоянка машины на одном месте при работающем шлифовальном барабане не допускается.

По окончании работы, перерывах в работе, при регулировочных и ремонтных работах, перемещениях машины с одного рабочего места в другое шлифовальный барабан поднимают рукояткой в транспортное положение, выключают электродвигатель и отключают машину от электросети.

С этажа на этаж машину транспортируют за выдвижную ручку, укрепленную на корпусе, и ручку узла управления.

После окончания работы машину очищают от стружек и пыли, токоведущий кабель протирают ветошью и аккуратно сматывают, весь комплект сдают на хранение. Образовавшийся на рабочем месте мусор убирают в установленное место.

Меры безопасности при выполнении работ. Работать с машиной разрешается только в диэлектрических перчатках и галошах при наличии надежного защитного заземления.

Подключать машину к питающей сети можно только с помощью штепсельного соединения, имеющего защитный заземляющий контакт. Для защиты от короткого замыкания необходимо применять плавкие предохранители с номинальным током не более 20 А.

Перед началом работы машины в целях обеспечения безопасности труда необходимо проверить:

— целостность цепи зануления машины;

— отсутствие замыканий на корпус;

— исправность заземляющего устройства;

— исправность изоляции токоподводящего кабеля;

— целостность диэлектрических перчаток и галош;

— правильность подключения нулевого провода токоподводящего кабеля к нулю питающего пункта;

— затяжку резьбовых соединений;

— крепление барабана на валу.

При перерывах в работе, ремонтах, прекращении подачи электроэнергии машину следует отключать от сети.

При подключении машины необходимо следить, чтобы вращение барабана происходило по направлению стрелки на ограждении клиноременной передачи.

В период эксплуатации машины запрещается:

— одновременно касаться металлических частей машины и конструкций из металла в помещении (труб, радиаторов и т. п.);

— скручивать, изгибать и натягивать токоподводящий кабель;

— допускать попадание кабеля под колеса и в рабочий орган машины;

— рассоединять штепсельное соединение под нагрузкой;

— эксплуатировать штепсельное соединение в условиях попадания пыли и влаги;

— работать с неплотно натянутой шлифовальной шкуркой;

— устранять неисправности во время работы машины;

— работать машиной при снятом защитном кожухе.

Не допускаются удары и падения штепсельных соединений.

1.3. КРИТЕРИИ УСВОЕНИЯ

 

После изучения и анализа содержания темы ВЫ должны ПОНИМАТЬ следующее:

— назначение машины для обработки древесины;

— принцип работы машины;

— характерные особенности машин для обработки древесины.

 

В результате изучения данной темы ВЫ должны ЗНАТЬ:

— устройство и принцип работы машин;

— основные конструктивные элементы машин для обработки древесины;

— методы устранения неисправности;

— правила обслуживания и работы на данном классе машин.

 

Ваши знания должны обеспечивать следующие УМЕНИЯ:

— подобрать вид машины для обработки древесины в зависимости от выполняемых работ;

— выполнить замену изношенных рабочих органов машины;

— правильно эксплуатировать машины;

— выполнять регулировку машины.

 

1.4. ВЫХОД ТЕМЫ В ДРУГИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Данная тема имеет выход в другие дисциплины, и она является фундаментальной при изучении дисциплины «Основы технологии производства и ремонт автомобилей».

 

1.5. ТЕСТ-КОНТРОЛЬ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

 

ВОПРОС 6.1. В каких электрорубанках установлен дополнительный конденсатор для подавления радиопомех?

А. Бытового применения.

Б. Промышленного применения.

 

ВОПРОС 6.2. Что исключает применение заземления для обеспечения безопасной работы оператора электрорубанка?

А. Однофазный коллекторный двигатель.

Б. Наличие двойной изоляции.

 

ВОПРОС 6.3. Где должен находится работающий от электрорубанка?

А. Позади обрабатываемого материала.

Б. Справа от электрорубанка.

В. Слева от электрорубанка.

ВОПРОС 6.4. Выше какой температуры не должен перегреваться корпус электродвигателя электрорубанка?

А. 40°С.

Б. 60°С.

В. 90°С.

 

ВОПРОС 6.5. как должна двигаться машина для строжки деревянных полов для получения более ровной поверхности?

А. Быстро.

Б. Медленно.

ВОПРОС 6.6. Что является рабочим органом машины для шлифования полов?

А. Ножевой барабан.

Б. Шлифовальный барабан.

В. Затирочный барабан.

ВОПРОС 6.7. Что применяется для лучшего крепления шлифовальной шкурки?

А. Полоска фибры или картон.

Б. Полоска резины.

В. Металлическая полоска.

 

Ответы на тест-контроль

6.1. «А» – Бытового применения.

6.2 «Б» – Наличие двойной изоляции.

6.3. «В» – Слева от электрорубанка.

6.4. «Б» – 60°С.

6.5. «Б» – Медленно.

6.6. «Б» – Шлифовальный барабан.

6.7. «А» – Полоска фибры или картон.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *