РУЧНЫЕ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ КРОВЕЛЬНЫХ РАБОТ

ВХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Приступая к изучению данной темы, ВАМ необходимо восстановить в памяти (или восполнить) знания из прошлых периодов обучения: с курса «Деталей машин»: понятия сборочный узел (9.1).

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

 

 

9.1. Машины для работы с битумными мастиками

9.2. Устройства для раскатки, прикатки и резки материалов

 

Машина для удаления воды с основания кровли

Технический прогресс в современном строительстве тесно связан с рациональными методами труда при производстве кровельных работ из рулонных материалов. Отечественные заводы выпускают серийно ряд машин, которые применяют при устройстве кровель из рулонных материалов.

Машину для удаления воды с основания кровли СО-106А (ТУ-22) применяют в промышленном и гражданском строительстве при производстве кровельных работ в любых климатических условиях.

Для питания машины используют электрический ток с напряжением 220/380 В и частотой 50 Гц.

Устройство машины (рис. 9.1). Машина для удаления воды с основания кровли СО-106А состоит из водосборного бака, воздуходувки, поплавкового клапана, центробежного насоса, электродвигателя, насадки и клиноременной передачи.

Электродвигатель состоит из ротора и статора. Вал ротора вращается в двух шарикоподшипниках. На валу ротора насажен вентилятор для охлаждения электродвигателя. Подключение электродвигателя в сеть осуществляется с помощью кабеля через выключатель.

Принцип работы машины. От электродвигателя через клиноременную передачу вращение передается валу воздуходувки. Воздуходувка создает разрежение, благодаря чему водяные частицы вместе с воздухом через насадку засасываются в водосборный бак. Разделение влаги и воздуха производится крышкой. Сбор воды продолжается до тех пор, пока уровень се не поднимет поплавковый клапан и он не перекроет всасывающую горловину воздуходувки. После этого разрежение в баке падает и центробежный насос начинает откачивать воду за пределы кровли или к водосливам.

Уровень воды в баке падает, поплавковый клапан открывает всасывающую горловину воздуходувки, после чего цикл работы машины повторяется.

Проверка исправности и подготовка машины СО-106А к работе. Машину обслуживает один оператор, который перед началом работы должен произвести наружный осмотр машины и устранить замеченные неисправности.

Рис. 9.1. Машина для удаления воды с основания кровли СО-106А

1 — рама; 2 — колесо; 3 — клиноременная передача; 4 — воздуходувка; 5 — направляющая; 6 — всасывающий рукав; 7 — насадка; 8 — всасывающая труба; 9 — крышка; 10 — поплавковый клапан; 11 — бак; 12 — электродвигатель; 13- пусковое устройства.

Перед началом работы необходимо: проверить затяжку всех болтовых соединений; заполнить полость центробежного насоса водой; вывести сливной рукав за пределы крыши или к водосливу; установить ручку на место к ранге основания; подключить машину к электросети.

Приемы и порядок выполнения работ. Включение машины производится путем нажатия кнопки «Пуск» на пульте управления машины. С помощью насадки с рукавом убирается влага с поверхности кровли. По окончании работы машина выключается путем нажатия кнопки «Стоп» на пульте управления. После этого машину отключают от источника питания.

Меры безопасности при работе с машиной СО-106А. К работе с машиной должны допускаться лица, изучившие устройство и обслуживание машины, прошедшие инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Приступать к работе с машиной можно, только убедившись в исправности машины и ее укомплектованности.

Машина должна быть заземлена. Крепление сборочных узлов (9.1) и деталей должно исключать ослабление и самоотвинчивание болтов, гаек и винтов. Устранение неисправностей и ремонт машины должны производиться при отключении машины от сети. Во время монтажа и демонтажа машины необходимо пользоваться исправным инструментом.

Техническое обслуживание и смазывание машины СО-106А. Для машины установлены различные виды технического обслуживания. Технические обслуживания машины бывают: ежесменные (1.7) и периодические (1.8).

Ежесменное техническое обслуживание проводится после окончания смены и включает: осмотр машины; проверку работы обратного клапана и при необходимости регулировку его; очистку фильтра всасывающего патрубка и днища бака от песка и грязи.

Периодическое техническое обслуживание проводится через 100 ч работы и включает: работы по ежесменному техническому обслуживанию; проверку затяжки резьбовых соединений; проверку натяжения ремней клиноременной передачи; смазочные операции в соответствии со схемой и таблицей смазки машины.

Подшипники вала воздуходувки, осей колес, центробежного насоса смазывают после удаления старой смазки и промывки подшипников через 100 ч работы смазкой ЦИАТИМ-203. Подшипники электродвигателя смазывают в соответствии с паспортом на электродвигатель.

После работы рукава и кабель насухо протирают ветошью и свертывают без резких изгибов и перевязывают.

 

Машины для работы с битумными мастиками

Агрегат для перекачки битумных мастик CO-119A (ТУ 22-4749-80) применяют в промышленном и гражданском строительстве при производстве гидроизоляционных и кровельных работ из рулонных материалов для перекачивания битумных мастик с пылевидными, волокнистыми и комбинированными наполнителями.

Устройство агрегата СО-119А (рис. 9.2). Агрегат состоит из рамы, насоса, муфты (6.4), двигателя и электрооборудования. Рама служит для крепления насоса, огражденного кожухом, и двигателя.

Насос объемного действия состоит из ведущего и ведомого валов, представляющих собой прямозубые шестерни, изготовленные заодно с валом, втулок, пары зубчатых колес и вынесенных из рабочей зоны крышек, нагревателя, температурного реле и предохранительного клапана.

Рис 9.2. Агрегат для перекачки битумных мастик СО-119А

1 — насос; 2 — кожух; 3 — электродвигатель; 4 — шкаф с пускорегулирующей аппаратурой; 5 — муфта; 6 – рама.

Уплотнения валов состоят из асбестовых колец, прокладок и втулок. Поджим уплотнений осуществляется пружинами. Боковой зазор между шестернями и втулками осуществляется прижимом втулок к крышке болтами. Крутящий момент насосу передается от двигателя через кулачковую муфту.

Предохранительный клапан состоит из корпуса, клапана, пружины, регулировочного винта и колпачка. Корпус нагревателя изготовлен заодно с основанием насоса.

Принцип работы агрегата. Насос получает вращение через кулачковую муфту от электродвигателя. При вращении пары зубчатых колес крутящий момент передается на рабочую пару шестерен, при вращении которых мастика, заполняющая впадины зубьев, переносится из зоны всасывания в зону нагнетания. Рабочие шестерни имеют постоянный гарантированный зазор (6.3) между боковыми поверхностями зубьев, равный величине абразивных материалов (9.2) включений в мастике, что увеличивает долговечность шестерен. Предохранительный клапан регулируется винтом, который стопорится колпачком. Предохранительный клапан отрегулирован заводом-изготовителем на давление 0,8 МПа, после чего опломбирован. Нагреватель служит для разогрева насоса до рабочей температуры.

Электрооборудование агрегата обеспечивает напряжение питания силовой цепи с двумя нулевыми проводами, один из которых служит для заземления установки.

Подача напряжения на агрегат осуществляется переключателем, одновременно о подаче напряжения на установку сигнализирует лампочка, которая горит в полный накал.

Нажатием кнопки через промежуточное реле включается пускатель, который своим силовым контактом подключает к сети нагреватель.

Контроль температуры нагрева насоса осуществляется температурным реле, которое отрегулировано на одну рабочую температуру 1000С. При достижении насосом заданной температуры температурное реле отключает нагреватель. Нажатием кнопки включается пускатель, который своими контактами подключает к сети привод насоса. Нажатием другой кнопки отключают нагреватель и насос.

В электрической схеме предусмотрена защита от токов короткого замыкания и от перегрузки. Заземление электрооборудования осуществляется заземляющим болтом. Отключают агрегат от сети переключателем.

Проверка исправности и подготовка агрегата к работе. Перед началом работы агрегата оператор должен произвести проверку исправности путем внешнего осмотра для выявления случайных повреждений, проверку надежности (9.3) крепления всех узлов, подключение системы мастикопровода к всасывающему и напорному отверстиям, подключить агрегат к сети, проверить правильность подключения фаз двигателя кратковременным включением. Направление вращения указано на крышке агрегата.

Подготовка к работе агрегата заключается в предварительном нагреве насоса. Для этого нажимается на пульте электрошкафа кнопка «Нагрев». Сигнальная лампочка при этом горит в половину накала. После того, как лампочка загорится в полный накал, включается электродвигатель кнопкой «Пуск».

Приемы и порядок выполнения работ. После подогрева мастики и включения электродвигателя начинают работу по перекачке битумной мастики на место для производства гидроизоляционных или кровельных работ. По окончании работы мастику сливают из системы, насос промывают дизельным топливом, агрегат отключают от сети.

Меры безопасности при работе с агрегатом СО-119А. К обслуживанию агрегата допускаются лица, изучившие устройство и эксплуатацию агрегата, прошедшие инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

 

ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ ! NB !
Место работы агрегата должно быть оборудовано средствами пожаротушения. Приступать к работе с агрегатом можно только убедившись в исправности агрегата и его укомплектованности. Агрегат должен быть заземлен в соответствии с существующими правилами по электробезопасности работы с электроустановками.

 

Во время монтажа и демонтажа агрегата необходимо пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями (9.4).

Запрещается:

— производить ремонт агрегата, чистку и смазку без отключения от сети; оставлять агрегат без наблюдения во время работы; работать без кожуха;

— работать без защитной маски с прозрачным экраном С40 по ТУ 64-1-465-76Е и без брезентовых рукавиц. Агрегат должен обслуживать оператор 3-го разряда.

Техническое обслуживание и смазывание агрегата С0-119А. Для поддержания агрегата в исправном состоянии установлены следующие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание через 100 ч работы.

При ежесменном техническом обслуживании проводятся:

— осмотр агрегата, проверка состояния крепления сборочных единиц;

— проверка наличия заземления агрегата;

— проверка герметичности соединения всасывающей и нагнетательной магистрали.

При периодическом техническом обслуживании проводятся:

— комплекс работ по ежесменному техническому обслуживанию;

— проверка регулировки предохранительного клапана;

— производство смазочных операций в соответствии со схемой смазки и таблицей смазки.

При проверке состояния крепления сборочных единиц не должно быть ослабления болтовых соединений. При проверке наличия заземления заземляющий проводник должен быть присоединен с помощью болтового присоединения к раме.

При проверке герметичности соединения всасывающей и нагнетательной магистрали соединение не должно давать утечку мастики.

При проверке регулировки предохранительного клапана должно быть установлено, что клапан настроен на давление 0,8 МПа.

Смазывание подшипников валов и зубчатых колес должно производиться смазкой ЦИАТИМ-221 через пресс-масленку через 100 ч работы.

Машина для нанесения битумных мастик СО-122А (ТУ 4750-80) предназначена для приема, поддержания заданной температуры и нанесения битумных мастик. Машину применяют при устройстве гидроизоляционного ковра, парогидроизоляции и огрунтовке на поверхностях с уклоном до 15 % в промышленном и жилищно-бытовом строительстве при температуре воздуха от -20 °С до +40 0С и при отсутствии атмосферных осадков.

Устройство машины (рис. 9.3). Машина СО-122А состоит из бака, группы насосов, шасси, электрооборудования, удочки и трубопровода.

Рис. 9.3. Машина для нанесения битумных мастик СО-122А

1 — колесо; 2 — предохранительная муфта; 3 — защитный кожух; 4 — рама; 5 — устройство для разогрева; 6 — устройство для контроля температуры разогрева; 7 — предохранительный клапан; 8 — шестеренные насос; 9 — патрубок; 10, 12 — заливочные горловины; 11 — нагреватели; 13 — патрубок; 14 – бак.

Бак представляет собой прямоугольную емкость, которая изолирована снаружи асбестовой тканью. Внутри бака имеется два отсека, в которые заливается 90 л мастики и 8 л дизельного топлива.

В отсеке для мастики установлены 3 теплоэлектронагревателя ТЭН-5 для поддержания температуры мастики 50…200°С. Дизельное топливо разогревается за счет теплопередачи от мастики и предназначено для разогрева и промывки насоса, трубопровода и удочки.

Сверху бак имеет заливочные горловины, которые закрываются крышками. В нижней части бака имеется два патрубка для забора дизельного топлива и мастики, двухходовой кран для подачи дизельного топлива и трехходовой кран для подачи мастики или дизельного топлива во всасывающую полость насоса. Впереди бака имеется 2 пробки для слива мастики и дизельного топлива.

Насосная группа предназначена для подачи мастики на удочку и состоит из шестеренного насоса со встроенным предохранительным клапаном, предохранительной муфты (6.4) и защитного кожуха, установленного на раме.

Насос оборудован устройствами для разогрева и для контроля температуры разогрева, работающими в автоматическом режиме.

Предохранительный клапан отрегулирован на давление 0,8 МПа.

Шасси состоит из трубчатой рамы, двух колес на шинах низкого давления, неподвижной опоры, служащей одновременно тормозом. Шасси предназначено для монтажа сборочных единиц, передвижения машины и строповки.

Принцип работы машины СО-122А. После подогрева мастики до заданной температуры включается электродвигатель насоса. При работе шестеренного насоса мастика засасывается из бака, подается под давлением по напорному трубопроводу к удочке и распыляется центробежной форсункой, позволяющей регулировать толщину наносимого слоя.

Проверка исправности и подготовка машины к работе. Перед началом работы машины нужно провести следующие работы:

— произвести внешний осмотр всей машины и устранить неисправности;

— особое внимание уделяется состоянию трубопровода и положению ТЭНов внутри бака. ТЭНы должны быть установлены ниже верхнего уровня патрубка для всасывания мастики не менее чем на 4 мм;

— подсоединить удочку трубопровода к насосу;

— закрыть краны подачи дизельного топлива и мастики;

— произвести заправку отсеков бака дизельным топливом и мастикой;

— закрыть горловины крышками;

— подключить электрошкаф к источнику питания;

— включить подогрев насоса и при необходимости после нагрева насоса до температуры 100°С, которая контролируется температурным реле, встроенным в насос, закрыть кран подачи дизельного топлива, вставить удочку в горловину отсека с дизельным топливом, включить насос и прогнать дизельное топливо по кольцу (отсек с дизельным топливом — насос — удочка — отсек с дизельным топливом);

— выключить насос;

— закрыть кран подачи дизельного топлива.

Приемы и порядок выполнения работы машиной. Машину обслуживают двое рабочих: оператор управляет машиной, а кровельщик работает с удочкой.

Включение машины в работу происходит в такой последовательности:

— открывают кран подачи мастики, удочку вставляют в горловину для заливки мастики, включают насос и мастика прогоняется по кольцу (отсек с мастикой — насос — удочка — отсек с мастикой; выключают насос);

— форсунку удочки направляют в зону нанесения мастики;

— включают насос поворотом рычага переключателя в положение «Работа».

Во время работы машины при включении подогрева мастики необходимо следить за тем, чтобы не были оголены ТЭНы, а также за равномерностью нанесения мастики форсункой.

При остановках в процессе работы производится кратковременное (5-10 с) реверсирование (4.2) насоса для предотвращения застывания мастики в трубопроводе.

После окончания работы необходимо: выработать или слить мастику из бака; закрыть кран подачи мастики; открыть кран подачи дизельного топлива и промыть насос, трубопровод, удочку.

Меры безопасности при работе с машиной CO-122A. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, изучившие устройство машины и прошедшие инструктаж по технике безопасности труда с машиной и пожарной безопасности. Приступать к работе с машиной, можно только убедившись в ее исправности, в исправности трубопровода и полном комплекте устройств, обеспечивающих нормальную работу машины.

 

ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ ! NB !
Машина должна быть заземлена оператором в соответствии с требованиями электробезопасности. Место работы должно быть оборудовано средствами пожаротушения.

 

Во время монтажа, демонтажа, регулирования и ремонта машины необходимо пользоваться исправными инструментами и приспособлениями. По окончании работ необходимо производить осмотр трубопроводов. Если будут обнаружены трещины, надрывы и другие дефекты трубопроводов, их необходимо заменить.

При эксплуатации запрещается:

— работать на машине, если ТЭНы установлены выше патрубка для забора мастики;

— работать с трубопроводом, изготовленным в несоответствии с требованиями заделки рукава;

— ремонтировать, чистить и смазывать машину, если она не отключена от сети;

— работать без защитных очков и рукавиц;

— оставлять машину без наблюдения во время работы;

— оставлять машину на длительное время, не слив предварительно мастику из бака.

Через 20 ч работы на горячих мастиках или после 40 ч работы на холодных мастиках необходимо производить замену трубопровода.

Техническое обслуживание и смазывание машины СО-122А. Для поддержания машины в исправности установлены следующие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание и периодическое техническое обслуживание через 100 ч работы. Текущий ремонт машины производится через 600 ч работы, капитальный ремонт — через 800 ч работы.

Ежесменное техническое обслуживание включает:

— осмотр машины с проверкой ее комплектности;

— осмотр трубопровода с целью определения на его поверхности и в местах соединения разрывов, местных вздутий и просачивания мастики, которые не допускаются;

— очистку узлов машины от грязи, застывшей мастики и пыли с помощью скребка и ветоши, смоченной в дизельном топливе;

— промывку дизельным топливом системы «насос — удочка» для очистки ее от остатков мастики;

— проверку надежности затяжки резьбовых соединений и затяжку их до упора.

При периодическом техническом обслуживании выполняют:

— операции ежесменного обслуживания;

— проверку исправности нагревателей, которые должны иметь исправные контакты и сопротивление изоляции не менее 0,5 МОм;

— проверку состояния электрооборудования, исправности аппаратуры, надежности подключения и сопротивления изоляции с помощью мегомметра;

— проверку состояния насоса с целью недопущения течи в дренажных отверстиях и под прокладкой предохранительного клапана;

— смазывание подшипников опорных колес смазкой УС-2 (пресс-солидол) по ГОСТ 1033-79 при температуре до 50 °С, подшипников насоса, зубчатых колес смазкой ЦИАТИМ-221 при температуре до 50 °С.

Подшипники электродвигателя смазывают в соответствии с его паспортом.

 

ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ ! NB !
Смазки, не рекомендованные предприятием-изготовителем, могут применяться только после официального подтверждения их пригодности предприятием-изготовителем.

ВОПРОС 1.1. Для каких целей предназначено дизельное топливо в машине для нанесения битумных мастик СО-122А?

  1. Для привода работы насоса. 2. Для поддержания температуры мастики. 3. Для разогрева и промывки насоса, трубопровода, удочки

ОТВЕТ: 1

Адрес

ответа

Блок 3

ВАШ ответ НЕВЕРЕН, в машине для нанесения битумных мастик привод работы шестеренного насоса осуществляется от электродвигателя.

Поверніться до теми

ОТВЕТ: 2

Адрес

ответа

Блок 3

ВАШ ответ НЕВЕРЕН, в машине для нанесения битумных мастик имеется бак, который представляет собой прямоугольную емкость, которая изолирована снаружи асбестовой тканью. Внутри бака имеется два отсека, в которые заливается 90 л мастики и 8 л дизельного топлива. Для поддержания температуры мастики 50…200 0С в отсеке для мастики установлены 3 теплоэлектронагревателя.

Поверніться до теми

ОТВЕТ3

Адрес

ответа

Блок 3

 

ВЫ ПРАВЫ, дизельное топливо разогревается за счет теплопередачи от мастики и предназначено для разогрева и промывки насоса, трубопровода и удочки.

Поверніться до теми

 

Машина для подогрева, перемешивания и транспортировки мастики на кровлю СО-100А (ТУ 22-4751-80) предназначена для подогрева, перемешивания и транспортировки на кровлю горячих битумных мастик, приготовляемых централизованно и доставляемых к месту производства работ битумовозами.

Устройство машины (рис. 9.4). Машина представляет собой емкость с двойным днищем, смесителем, смонтированным на раме вместе с насосным агрегатом, электрооборудованием и пультом управления, закрепленными на шасси прицепа.

Емкость представляет собой квадратный теплоизолированный сварной бак, состоящий из двух отсеков, в пространстве нижнего отсека установлены трубчатые электронагреватели (ТЭН). На верхнем отсеке емкости расположены: крышка, фильтр для периодической очистки всасывающего патрубка, два датчика контроля температуры мастики. С боковых сторон емкости расположены ниши для установки ТЭНов, которые снаружи закрыты крышками.

На переднем торце емкости расположен датчик для контроля температуры теплоносителя, а на заднем торце находятся патрубки для забора и рециркуляции мастики. Один из патрубков предназначен для слива или забора мастики. Трубопровод крепится к фланцу.

Насосный агрегат смонтирован на плите и состоит из шестеренного насоса, двигателя, кулачковой муфты.

Рама представляет собой сварную конструкцию, с боков которой расположены кронштейны для крепления секций трубопровода в транспортном положении, а также ящики для размещения в них кожухов и инструментов, кабеля и колен, струбцин, стоек и дополнительных секций трубопровода.

Рис. 9.4. Машина для подогрева, перемешивания и транспортировки мастики на кровлю СО-100А

1 — шасси прицепа; 2 — емкость; 3 — крышка; 4 – датчик; 5 — электрооборудование; 6 – трубопровод; 7 — рама; 8 — насосный агрегат; 9 — патрубок; 10 – фильтр; 11 — датчик температуры мастики; 12- крышка.

Крышка представляет собой каркас сварной конструкции, на котором расположены загрузочный люк, штуцер для указателя уровня, фильтр и привод смесителя, закрытый кожухом.

Привод смесителя состоит из червячного редуктора, соединенного ременной передачей с двигателем.

Машина подсоединяется к трехфазной электрической сети переменного тока напряжением 380 В, частотой 50 Гц с нулевым (рабочим) и защитным (заземляющим) проводами управления рабочими органами. Цепь управления машины питается напряжением 220 В, частотой 50 Гц, через разделительный (понижающий) трансформатор. Цепь сигнализации питается напряжением 24 В, частотой 50 Гц через трансформатор.

Электрические нагреватели питаются напряжением 220В, частотой 50Гц, получаемым подключением нагревателей к фазовым проводам и нулевому (рабочему) проводу.

Трубопровод питается напряжением 12 или 24В, получаемым от специального трансформатора, у которого соединение обмоток на нижней стороне выполнено в «треугольник» или «звезду», трубопровод подключается проводом сечением не менее 95 мм2.

Принцип работы машины. Подача напряжения на установку осуществляется вводным автоматическим выключателем. Кнопкой включают нагреватели масла. При этом осуществляется «дежурный нагрев» мастики с помощью нагревателей. Отключение нагревателей происходит от термометров, контролирующих температуру теплоносителя и мастики. Настройка термометров производится перед началом работы.

Включают нагрев трубопровода и насоса с помощью кнопки. Температура трубопровода не контролируется. Температура насоса контролируется температурным реле, которое должно быть настроено на отключение нагревателей при достижении температуры 120°С. Насос и смеситель не могут быть включены до тех пор, пока мастика не будет иметь минимальную температуру, установленную на термометре.

Включение смесителя и насоса осуществляется кнопками. При этом управлять работой насоса можно с кровли с помощью переносной кнопочной станции. Для отключения нагревов смесителя и насоса имеются кнопки «Стоп». Для аварийных остановок на пульте управления находится кнопка «Общий стоп».

Для производства пусконаладочных работ для смесителя и насоса в электрической схеме предусмотрен режим «Наладка».

Амперметры, установленные на пульте управления, показывают нагрузку по фазам при включенных нагревателях и дают возможность определить целостность нагревателей.

Защита электродвигателя от перегрузок осуществляется предохранителями и тепловыми реле.

Проверка исправности и подготовка к работе. Для подготовки машины к работе необходимо:

— установить машину на горизонтальной площадке, параллельно стене здания на расстоянии 2,5 м и затянув ручкой тормоз прицепа;

— извлечь трубопровод и присоединить к подводящему фланцу машины колено, к которому подсоединяют секции и закрепляют стойкой и струбциной;

— проверить затяжку фланцевых соединений и закрыть их кожухами;

— в оконных проемах или на парапетах по вертикали укрепить струбцины, расстояние между которыми не должно превышать 6 м. Из секций трубопровода собрать участки трубопроводов, равные расстоянию между установленными струбцинами. Проверить затяжку болтов фланцевых соединений и закрыть их кожухами;

— с помощью подъемных механизмов поднять участок трубопроводов и подсоединить к трубопроводу, отходящему от машины;

— закрепить участок трубопровода в струбцине, проверить затяжку болтов фланцевого соединения и закрыть кожухом.

— аналогично установить необходимое количество участков трубопроводов, к последнему фланцу трубопровода присоединить направляющие насадки и укрепить стойку;

— присоединить питающий кабель к трубопроводу, для чего используется провод сечением 95 мм;

— входные концы трансформатора подсоединить к трубопроводу, для чего последний делят условно на три части.

— при этом началом трубопровода можно считать болт фланца насадки;

Для герметизации подсоединения двух средних проводов необходимо применять кожух с боковыми отверстиями.

При длине межфазовой части трубопровода меньше 15 м напряжение питания должно быть 12 В, а при длине более 15 м — 24 В. Для переключения напряжения необходимо снять козырьки со стороны отводов обмотки низшего напряжения и переставить перемычку «звезда» на необходимое напряжение. Перед работой необходимо:

— заземлить машину;

— выполнить ежесменное обслуживание машины; установить положение кранов управления, соответствующее режиму работы «Стоп» на табличке;

— подсоединить питающий кабель к силовой линии;

— заполнить машину мастикой.

Демонтаж трубопровода вести в обратной последовательности.

Приемы и порядок выполнения работ. Для нагрева мастики включают вводный автомат. На панели пульта управления устанавливают ключ в положение подачи напряжения на схему управления, при этом должна загореться сигнальная лампочка.

На термометре устанавливают предельную температуру нагрева теплоносителя 260СС. На остальных термометрах устанавливают минимальную температуру мастики, при которой разрешается включение смесителя, и максимальную температуру мастики. Переключатель устанавливают на режим «Работа». Включается нагрев мастики, о чем оповещает сигнальная лампочка.

При достижении максимальной температуры мастики устанавливают переключатель в режим дежурного разогрева, при этом загорается сигнальная лампочка.

За 30 мин до транспортировки мастики включают подогрев трубопровода, насоса и смесителя. При этом сигнальная лампочка оповещает о прогреве насоса и трубопровода.

Для транспортировки мастики на кровлю раздаточные краны устанавливают и положение режима работы «Подача» соответственно табличке. На дистанционном пульте управления нажимают кнопку пуска насоса.

Для прекращения транспортировки мастики на кровлю нажимают кнопку «Стоп» на дистанционном пульте управления или на пульте панели управления. Раздаточные краны устанавливают в режим «Рециркуляция». Для аварийной остановки машины предусмотрена кнопка «Стоп» на панели управления.

В режиме рециркуляции мастики раздаточные краны устанавливают в положение режима работы «Рециркуляция» соответственно табличке на пульте. На пульте управления нажимают кнопку пуска насоса. Для прекращения рециркуляции нужно нажать кнопку остановки насоса на пульте управления.

Установление режима работы машины для слива разогретой мастики с емкости устанавливают положение кранов в режим «Стоп». Со сливного патрубка снимают предохранительный фланец. Краны устанавливают в положение режима работы «Слив» соответственно табличке. После прекращения слива мастики краны устанавливают в положение режима работы «Стоп». Предохранительный фланец закрепляют на сливном патрубке.

После окончания работы машины раздаточные краны устанавливают в положение режима работы «Стоп». На панели управления нажимают кнопку общей остановки машины. Пульт управления закрывают и выключают вводный автомат.

Уплотнение кранов заменяют сальниковой набивкой АПС-6 по ГОСТ 5152-84. По окончании работы насосная система промывается дизельным топливом.

Меры безопасности при работе с машиной СО-100А. К работе с машиной СО-100А допускаются машинисты не ниже 4-го разряда, изучившие ее устройство и порядок работы, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Корпус машины должен быть заземлен четвертой жилой питающего кабеля.

При эксплуатации машины запрещается:

— работать на машине без заземления;

— проводить демонтаж машины без отключения кабеля от питающей сети;

— оставлять без надзора включенную машину;

— нагревать горячие мастики свыше 220 °С, холодные свыше 100 °С;

— монтаж трубопровода без применения подъемных механизмов;

— замена струбцин для крепления трубопровода другими подручными средствами;

— эксплуатация машины без защитных кожухов трубопровода;

— нахождение посторонних лиц в радиусе 8 м при монтаже трубопровода и транспортировке мастик на кровлю без наличия первичных средств пожаротушения (огнетушителя);

— открывать крышки, закрывающие ТЭНы, при температуре теплоносителя выше 60°С;

— работать на машине при снятой заглушке сливного патрона мастики.

Техническое обслуживание и смазывание машины СО-100А. Для поддержания машины в полной готовности для производства работ установлены следующие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслуживание (1.7) и периодическое техническое обслуживание (1.8). Машина обслуживается слесарем 3-го разряда.

Ежесменное техническое обслуживание включает:

— осмотр машины с целью определения степени укомплектованности в соответствии с паспортом машины;

— проверку крепления трубопровода, клемм питающего кабеля на трубопроводе и трансформаторе, при этом должно быть установлено, что резьбовые соединения плотно затянуты;

— требуемый контроль температуры;

— очистку машины и ее узлов от грязи, застывшей мастики и пыли.

Периодическое техническое обслуживание включает:

— выполнение работы ежесменного технического обслуживания;

— проверку затяжки резьбовых соединений трубопровода, насоса, нагревателей; при этом проверяется исправность нагревателей и исправность и надежность (9.3) их контактов;

— проверку сопротивления изоляции мегомметром, при этом сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм;

— проверку исправности и надежности работы электрооборудования;

— проверку состояния насоса, при этом не допускаются течи под прокладкой предохранительного клапана;

Смазочные работы. Подшипники валов, зубчатых колес смазываются через пресс-масленки смазкой ЦИАТИМ-221.

Устройства для раскатки, прикатки и резки материалов

Рис. 9.5. Устройство для раскатки и прикатки рулонных материалов СО-108 (вид сверху)

1 — ручка: 2 — держатель; 3 — прикатывающие ролики; 4 — ось; 5 — раскатывающие ролики; 6 – кронштейн.

Устройство рассчитано на круглогодичную работу в условиях умеренного климата, климатическое исполнение V, категория размещения 1.

Устройство машины СО-108. Машина состоит из кронштейнов, раскатывающих роликов, осей, прикатывающих роликов, держателя и ручки (рис. 9.5).

Кронштейн представляет собой сварную конструкцию из каркаса швеллерного сечения и оси, на которой крепится прикатывающий ролик.

Оси представляют собой сварную конструкцию трубчатого типа. На одну из осей набираются кронштейны с прикатывающими роликами, на другой крепятся раскатывающие ролики.

Прикатывающий ролик представляет собой литое кольцо с запрессованной полиамидной втулкой. Держатель представляет собой трубчатую гнутую конструкцию, на которой с помощью болтовых соединений крепятся все узлы.

Принцип работы устройства. При перемещении устройства рулонный материал раскатывается по поверхности основания кровли на предварительно нанесенный слой мастики с помощью раскатывающих роликов. Прикатывающие ролики, закрепленные на оси с помощью независимых кронштейнов, позволяют копировать неровности основания кровли и прикатывать рулон по всей ширине.

Проверка исправности и подготовка устройства к работе осуществляются внешним осмотром и опробованием. При этом проверяют работу узлов и обращают внимание на свободу вращения роликов на осях. После проверки исправности устройство доставляют к месту работы. При внешнем осмотре обращают внимание на прочность затяжки резьбовых соединений и отсутствие трещин и вмятин на поверхности.

Приемы и порядок работы устройством. Рулон укладывают на место наклейки и раскатывают на половину полотнища. Полотнище примеривают и скатывают в рулон. Мастику наносят на кровлю. После этого наклеивают начало рулона, устанавливают устройство для раскатки и прикатки на рулон. При этом необходимо соблюдать симметричность расположения устройства относительно краев полотнища. Затем обеими руками оператор берется за ручку устройства и начинает его перемещать, раскатывая и прикатывая рулон вместе наклейки мастикой.

Меры безопасности работы с устройством СО-108. К работе с устройством допускаются лица, достигшие 18 лет, изучившие устройство конструкции, обученные практической работе и имеющие удостоверение на право обслуживания устройства, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Для обеспечения безопасной работы с устройством перед началом работы необходимо проверить:

— затяжку болтов, крепящих сборочные узлы (9.1) и детали;

— шплинтовку сборочных единиц и деталей;

— свободу вращения раскатывающих и прикатывающих роликов на осях.

Техническое обслуживание и смазывание устройства СО-108. Для обеспечения надежной работы устройства необходимо проводить техническое обслуживание. Технические обслуживания бывают: ежесменные технические обслуживания и периодические технические обслуживания после каждых 100 ч работы.

Ежесменное техническое обслуживание включает:

— затяжку болтов и шплинтов, крепящих сборочные единицы и детали, с помощью гаечных ключей. При этом необходимо убедиться, что болты плотно затянуты;

— проверку состояния наружных поверхностей прикатывающих и раскатывающих роликов.

При этом не должно быть мастики на наружных поверхностях роликов. При наличии на роликах мастики ее счищают ветошью, смоченной в растворителе.

Периодическое техническое обслуживание включает:

— проведение работ по ежесменному техническому обслуживанию;

— проверку свободы вращения прикатывающих и раскатывающих роликов (ролики должны вращаться без заедания);

— протирку прикатывающих и раскатывающих роликов ветошью, смоченной в растворителе;

— устранение замеченных неисправностей.

Основные неисправности в работе возникают при заедании прикатывающих и раскатывающих роликов. Вероятная причина неисправности — забивка осей мастикой. Для устранения неисправности надо очистить оси.

 

Машина для удаления воды с основания кровли.

9.1. Машины для работы с битумными мастиками

9.2. Устройства для раскатки, прикатки и резки материалов

 

1.3. КРИТЕРИИ УСВОЕНИЯ

 

После изучения и анализа содержания темы ВЫ должны ПОНИМАТЬ следующее:

— принцип работы машины для удаления воды с основания кровли;

— устройство и принцип работы машины для работы с битумными мастиками;

— назначение и устройство машины для нанесения битумных мастик;

— назначение машин для подогрева и перемещения мастики на кровлю.

 

В результате изучения данной темы ВЫ должны ЗНАТЬ:

— технологический процесс производства кровельных работ;

— требования безопасности при выполнении кровельных работ;

— основные конструктивные элементы машины для работы с битумными мастиками;

— приемы и порядок выполнения работ;

— устройства для раскатки, прикатки и резки материалов.

 

Ваши знания должны обеспечивать следующие УМЕНИЯ:

— выявить неисправность машины;

— выполнить техническое обслуживание машины;

— правильно эксплуатировать машины;

— выполнять регулировочные работы при обслуживании машин.

 

1.4. ВЫХОД ТЕМЫ В ДРУГИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Данная тема имеет выход в другие дисциплины, и она является фундаментальной при изучении дисциплины «Основы технологии производства и ремонт автомобилей».

 

1.5. ТЕСТ-КОНТРОЛЬ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.

 

ВОПРОС 9.1. На какую температуру нагрева насоса отрегулировано температурное реле машины для перекачки битумных мастик?

А. 70 0С.

Б. 100 0С.

В. 120 0С.

 

ВОПРОС 9.2. Нужно ли заземлять агрегат для перекачки битумных мастик?

А. Да.

Б. Нет.

 

ВОПРОС 9.3. Есть ли необходимость в оборудовании места работы агрегата для перекачки битумных мастик средствами пожаротушения?

А. Достаточно иметь средства пожаротушения на строительном объекте.

Б. Да.

В. Нет.

 

ВОПРОС 9.4. Какое время должна отработать машина для нанесения битумных мастик, чтобы было произведено периодическое техническое обслуживание?

А. 800 часов работы.

Б. 600 часов работы.

В. 100 часов работы.

ВОПРОС 9.5. Какой редуктор имеет привод смесителя машины для подогрева, перемешивания и транспортировки мастики на кровлю СО-100А?

А. Червячный.

Б. Зубчатый цилиндрический.

В. Зубчатый конический.

 

ВОПРОС 9.6. Какая предельная температура нагрева теплоносителя машины для подогрева, перемешивания и транспортировки мастики на кровлю СО-100А?

А. 120 0С.

Б. 260 0С.

В. 100 0С.

 

Ответы на тест-контроль 1.5. (адрес файла Блок 3 )

9.1. «Б» – 100 0С.

9.2 «А» – Да.

9.3. «Б» – Да.

9.4. «В» – 100 часов работы.

9.5. «А» — Червячный.

9.6. «Б» — 260 0С.

Поверніться до тексту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *